Послание с отложенным сюрпризом

"Губернатор постарался высказаться обо всем" - отдают дань уважения Сергею Ерощенко комментаторы по итогам вчерашнего программного Послания Заксобранию. Действительно, деловой и политической элите был представлен обзор ситуации и планов в регионе - глазами уверенного в себе человека, которому есть дело до всего - и есть стремление все и везде держать под контролем. При этом не скрывается некая доля разочарования - многие азартно ждали объявления о начале масштабных изменений в структуре собственно областной власти. Этого не произошло. Почти...

Вчерне, как гласят "утчечки информации", в облправительстве обсуждается вариант полного переформатирования региональной власти - кроме губернатора могут появиться еще две ключевые фигуры - вице-губернатор и председатель правительства. К этим событиям приурачивались и новые отставки (хотя и старые в них вписывались вполне, вроде ухода из правительства Владимира Пашкова). Интрига с ожидаемыми анонсами сохранялась практически до выхода Сергея Владимировича на трибуну Серого дома...

В ближайшие месяцы серьезных изменений в верхних эшелонах региональной исполнительной власти ожидать не стоит, однако в целом структура этой ветви власти поменяется. Так пояснил ситуацию заместитель губернатора Виктор Игнатенко, комментируя ситуацию по итогам Послания.

- Сегодня действующая система региональной исполнительной власти у нас трехзвенная, а в некоторых случаях даже четырехэтажная, - поясняет замгубернатора. - Есть правительство области, службы и агентства, которые не всегда подчиняются правительству – они в некоторых случаях под министерствами. Плюс у ряда подразделений очень узкая компетенция. И все они разделены по функциям: у одних - регулирование, у других - госуслуги, у третьих - контроль и надзор. Система трудноуправляемая и весьма затратная. А двухзвенная предполагает переход на систему «министерства и комитеты», что позволит укрупнить подразделения, сократить количество органов власти и численный состав. Опыт других субъектов федерации – Татарстана, Челябинской области, других территорий – подсказывает, что такая система эффективнее.

При этом Виктор Игнатенко акцентировал, что переход на «министерства и комитеты» будет производиться не сразу – на это потребуется время, однако, уже к 1 сентября этого года планируется выйти на конкретные управленческие решения и к осени перейти на новую более простую и понятную систему.

- Это система исполнительной власти – тут никаких непродуманных решений быть не должно, - отметил Виктор Игнатенко. - Наработки есть, анализ ситуации ведется с прошлого года.

"Помимо того, что мы услышали, было и такое, чего мы не услышали. Прежде всего, это давно бродившее по "Серому дому" предложение о разделении должностей губернатора и председателя правительства Иркутской области. На мой взгляд, такое предложение таило в себе как определённые преимущества, так и риски, требовало поправок в Устав Иркутской области. Видимо, оценив все эти сложности, было принято решение сейчас это предложение не выдвигать", - считает политический обозреватель Юрий Пронин.

Относительно «верхнего эшелона» региональной власти, Виктор Игнатенко отмечает, что с реформированием этого звена губернатор решил не торопиться:

- Сначала надо ввести систему стратегического управления – об этом губернатор сказал в своем Послании. У нас это слабое звено. Нам надо на 10-20-30 лет выстроить стратегию развития области, скоординировать с бюджетной политикой - вот эту задачу, прежде всего, нужно решить. Второе – надо оптимизировать структуру органов власти, сделать ее более эффективно работающей. Нужно проэкспертировать систему областных госучреждений, произвести сокращение госслужащих (мы по СФО зашкаливаем по численности – у нас примерно на 1,5 тысячи госслужащих больше, чем в Красноярском крае). Качество управления при этом не улучшается. Так что нам сначала нужно решить эти задачи. Только отладив эти вопросы, запустив в работу Уставный суд, можно будет переходить к решению задачи по реформированию «главного эшелона» – вводить должность председателя правительства. Пока мы к этому не готовы.

Отметим, что уж кто-кто - а Игнатенко наверняка знает ситуацию с реформой власти стопроцентно, потому как, собственно, ради этого дела и был приглашен Сергеем Ерощенко в правительство с надежно обжитого кресла председателя Облизбиркома. Кстати, некоторые прочат Виктору Васильевичу кресло единственного вице-губернатора в той самой "обновляемой структуре власти" - если эта версия верна, то можно предположить: губернатор, в конечном счете, делает ставку не на административные, а на правовые механизмы в координации властей и ведомств. Идея Уставного суда, озвученная Ерощенко - сюда отлично вписывается. О ней губернатор сообщил следующее:

- Сегодня все, что касается исполнения норм Устава области, находится вне зоны судебного контроля. Это неправильно. Уверен, что создание Уставного суда будет способствовать укреплению законности и созданию атмосферы уважительного отношения к нормам главного документа Иркутской области. Кроме того, предлагаю наделить правом законотворческой инициативы Ассоциацию муниципальных образований, а также уполномоченного по защите прав предпринимателей. Прошу Заксобрание поддержать эти инициативы и в марте-апреле 2014 года принять соответствующие поправки в Устав Иркутской области.

...Все эти идеи могли бы восприниматься областным чиновничеством низшего и среднего звена как красивые, но достаточно отвлеченные прожекты, когда бы не одно "но": именно областным служащим оказалась адресованной весьма тревожная новость, относительно предполагаемого сокращения штатов.

- В последние годы в Иркутской области растет количество госслужащих. Бюджетные издержки растут, а эффективность управления – нет. Мы приняли решение о введении моратория на рост численности госслужащих. И поручаем правительству области в текущем году произвести сокращение госслужащих не менее чем на 1 тысячу человек, - заявил губернатор.

Кроме того, по его словам, "необходимо навести порядок в структуре областных государственных учреждений, исключить дублирование функций и навести порядок в системе оплаты труда работников областных госучреждений". Предложено также создать систему аккредитации таких госучреждений и в течение ближайших двух лет провести проверки всех областных ведомств.

Так что, если в ближайшие месяцы ваши деловые партнеры из областных агентств, комитетов и служб будут вести себя как-то особенно нервно - стоит проявлять понимание и такт...

Кс.Мищенко, "Иркутская торговая газета"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ