В настоящее время пользуется популярностью покупка товаров через интернет (дистанционная торговля), при этом не редко потребители сталкиваются с такой ситуацией, когда заказав и оплатив товар, остаются с "пустыми руками".
При продаже товаров дистанционным способом отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон), Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. №612 (далее – Правила) и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере защиты прав потребителей.
Согласно п.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 26.1. Закона, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Кроме того, в случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях (п.27 Правил). При этом в соответствии со ст.468. ГК РФ, покупатель вправе отказаться от принятия таких товаров и их оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если продавец передал покупателю товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору: принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров; отказаться от всех переданных товаров; потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором; принять все переданные товары.
На основании ст.ст. 22, 23 Закона требования потребителя о возврате уплаченной денежной суммы за товар, полученный с нарушением условия договора, о выплате неустойки (пени) и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение срока выполнения данных требований продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
С учетом изложенного, хотелось бы отметить недобросовестную работу интернет - магазина, осуществляющего деятельность на веб-сайте chinawebshop.ru (ООО "СТН", юридический адрес г. Ангарск, 8 микрорайон, д.17, офис 15, 665831). Данный магазин систематически нарушает права потребителей: затягивает сроки поставки товара, нарушает условия договоров о количестве и ассортименте товара, не выполняет законные требования потребителей в установленные сроки.
В Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в отношении ООО "СТН" по поводу нарушений условий договоров, заключенных дистанционным способом посредством электронной связи, а также о мошеннических действиях данной организации, только в 1 квартале 2014 года поступило 146 обращений граждан, в 2013 году – 182.
В свою очередь, специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Ангарске в отношении ООО "СТН" неоднократно проводились внеплановые проверки по обращениям потребителей по результатам которых ООО "СТН" привлекалось к административной ответственности.
Кроме того, Управлением, в целях реализации мер по пресечению нарушений обязательных требований и предотвращения нарушений прав потребителей, во исполнение ч.3 ст.61 ГК РФ, ст.ст.40,46 Закона РФ "О защите прав потребителей", в районный суд г. Ангарска направлялось заявление с требованием о прекращении деятельности ООО "СТН" за неоднократные и грубые нарушения прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ангарским городским судом Иркутской области 26.08.2013 года было вынесено решение об отказе Управлению в удовлетворении иска о ликвидации ООО "СТН". Суд посчитал, что неоднократные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей со стороны ООО "СТН" не являются грубыми и неустранимыми нарушениями закона, которые могут служить основанием для ликвидации юридического лица.
ООО "СТН" продолжает свою деятельность, а в адрес Управления продолжают поступать обращения граждан.
Информируем потребителей, что Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не уполномочено рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплачивать какие-либо денежные средства, поскольку полномочиями о принятии решения по имущественным спорам наделены исключительно судебные органы.
Рекомендуем потребителям, в случае отказа продавца удовлетворить требования в добровольном порядке, обращаться с исковым заявлением в отношении ООО "СТН" в суд по своему месту жительства, месту заключения договора или месту нахождения ответчика согласно п.1,2 ст.17 Закона.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, обращаем внимание на то, что мошенничество является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за него предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в этой связи потребителям необходимо обращаться в органы внутренних дел.
Пресс-служба Управления Роспортребнадзора по Иркутской области