Леонид Потапов навсегда вернулся в Улан-Удэ и сейчас работает в Бурятском научном центре. Работа в Кремле позволила ему шире взглянуть на экономические проблемы республики в контексте развития всего Байкальского региона и Дальнего Востока. Слово ведущему научному сотруднику отдела региональных социально-экономических исследований БНЦ, доктору экономических наук, профессору Леониду Потапову.
— Леонид Васильевич, вы насовсем вернулись из Москвы?
— Я всегда говорил, что не останусь в Москве и обязательно вернусь в родную Бурятию. Но вернулся я раньше, чем мне хотелось. Работа была очень интересная — помощник руководителя администрации президента, одновременно член консультативной комиссии Госсовета России. Московский климат для меня оказался тяжелым, и я стал часто болеть. Вот причина моего скорого возвращения. Хотя все необходимые условия для жизни и работы у меня были. А потом и мой возраст — мне в этом году исполнилось 74 года. Оставшуюся жизнь хочу посвятить науке.
— Как, на ваш взгляд, развивается кризис в России?
— Во-первых, что такое финансовый и экономический кризис? Российский финансовый кризис — это существенная нехватка финансового оборотного капитала в национальном финансовом обороте. Российский экономический кризис — это существенное сокращение платежеспособного спроса, объемов производства товаров и услуг, количества рабочих мест. Кризис носит системный характер и затрагивает практически все страны мира. Общая ситуация и ее развитие начинается с США, как страны-эмитента мировой долларовой валюты. На глобальном уровне речь идет о серьезнейшем кризисе глобализации по-американски. США построили типичную финансовую пирамиду, эмитируя деньги для нужд своих бюджетных расходов и пропуская их через финансовые рынки. Но об этом я продолжать не буду, скажу о России и нашей республике. Причиной российского финансового кризиса является очень высокая уязвимость российской финансовой и экономической системы по отношению к внешней среде. Степень уязвимости является результатом макроэкономической и денежно-кредитной политики России, длительно проводимой с начала 90-х годов. Основная либералистски-монетаристская платформа этих политик разработана американскими специалистами 90-х годов на основе интересов и в контексте стратегий США — это не только мое мнение, но и мнение многих специалистов.
Основные постулаты указанной платформы:
демонетизация российской экономики до уровня 30% ВВП;
замещение национальной контролируемой денежной массы неконтролируемыми зарубежными заимствованиями, что довело корпоративный внешний долг до 500,0 млрд. долларов;
неадекватно высокая ставка рефинансирования;
снижение до менее чем 30% доли государственных расходов в ВВП, что минимизировало регулятивные функции государства;
заниженная (в 2—2,5 раза по сравнению с сопоставимыми странами) доля оплаты труда в ВВП, что снизило участие накоплений населения в кредитном портфеле.
Я на этом остановлюсь, хотя есть еще и другие причины. Каков итог? Величина спада фондового индекса среди стран мира на 22 декабря 2008 года в РФ наибольшая (за исключением Украины). Спад промышленного производства (за исключением Украины) в РФ также наибольший.
— Как сильно кризис затронул нашу республику?
— Экономика нашей республики находится в состоянии рецессии, спада производства.
По сумме базовых отраслей в IV квартале 2008 года по отношению к IV кв. 2007 года мы вошли в минус 97,7%.
В целом 2008 год по отношению к 2007 году также оказался рецессивным. По отношению к российской экономике мы находимся в более-менее благоприятном положении, поскольку наша экономика не ориентирована на гипертрофированный уровень доли сырьевого сектора в ВРП (валовой региональный продукт). В России в ВВП его доля более 30% и экспорте более 65%.
У нас в разы меньше. По итогам 2009 года мы, очевидно, по объему ВРП и темпам выйдем в минус. Что скажется? Идет огромный спад в перевозках грузов, особенно транзитных. За 2005 — 2007 гг. спад перевозок транзитного груза по Транссибу составил 2 раза (Дальний Восток и Байкальский регион). А у нас в ВРП транспорт составляет 29%. Снизится производство электроэнергии. Наша электроэнергия на Гусиноозерской ГРЭС затратная, и в ОЭС Сибири на необходимую мощность включат гидроэлектростанции. Надо помнить, что наша Гусиноозерская ГРЭС опорная и на полную мощность включается при маловодье Сибирская ГЭС. И очень не хотелось бы, чтобы ОАО «РЖД» не пошло на снижение объемов ремонта на ЛВРЗ. Сложно будет в строительстве. Нужны глубокий анализ с привлечением экспертов и меры в индикативном плане правительства по преодолению складывающейся ситуации. Восстановительный период должен быть как можно коротким.
— Скажите, каковы роль, значение «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 год», и как идет работа над ней?
— Во-первых, при отсутствии четкой государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона существует опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран АТР. Не будет реализован интегрирующий потенциал РФ в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы.
Во-вторых, стратегия и вытекающие из нее документы должны предусмотреть комплекс мер по формированию численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед макрорегионом, повышения качества человеческого потенциала.
В-третьих, в последние годы развитию Дальнего Востока и Байкальскому региону стало уделяться больше внимания. Проведены заседание Совета безопасности, целый ряд выездных заседаний правительства РФ во Владивостоке, заседаний Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. Принята новая редакция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В этой ФЦП наша республика присутствует по целому ряду крупных объектов социальной и производственной инфраструктуры, начиная с русского драмтеатра и кончая мостовым переходом в п. Усть-Баргузин, дорогой Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан. Всего 20,0 млрд. рублей, 18 крупных объектов. Несмотря на это, по-прежнему отсутствуют комплексные документы стратегического характера, ясно отражающие политику руководства страны по этому макрорегиону.
В-четвертых, на территории ДВ и БР добывается 100% российских алмазов, олова и урана, 93% вольфрама, 67,5% золота, 50% молибдена, 18% угля, 3% нефти и 1% газа.
При этом производительность труда в расчете на одного занятого в экономике в ДВ и БР в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз ниже, чем в США, и в 5 раз ниже, чем в Австралии. Экономическая плотность приграничных регионов ДВ и БР в настоящее время в 5—6 раз ниже северных провинций Китая, примыкающих к приграничным территориям ДВ и БР. Таким образом, ресурсный потенциал ДВ и БР используется далеко не полностью. Принятие стратегии ДВ и БР и реализация масштабных проектов, которые нашли отражение в ней, позволит России сохранить геополитический контроль над данной территорией.
На государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, состоявшейся 12.02.2009 года, было дано поручение Министерству регионального развития, Министерству экономического развития, Центру стратегических разработок вместе с другими структурами доработать проект стратегии и представить его в правительство РФ. В настоящее время проект стратегии находится в аппарате правительства РФ, где идет его доработка. Очевидно, в ближайшее время должно состояться подписание распоряжения правительства РФ. Не могу не отметить, что сроки подготовки проекта стратегии неоднократно срывались. После утверждения стратегии ДВ и БР необходимо разработать и принять план реализации стратегии, а также внести необходимые изменения в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в соответствии с утвержденной стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. Главным инструментом реализации стратегии ДВ и БР, безусловно, должна стать вышеназванная ФЦП. Но управление этой ФЦП идет, мягко говоря, вяло. Финансироваться она стала значительно лучше, поскольку появились совершенно другие возможности у государства, но параметры, определенные паспортом программы, не выполняются. Тогда надо ответить на вопрос: каким должно быть управление ФЦП? Управлять надо ФЦП, территорией — половиной экономического пространства РФ.
У нас был хороший опыт советского периода централизованного планирования развития и размещения производительных сил. Но есть мировой опыт США, Австралии и других стран в рыночных условиях. Мною взяты эти два государства, поскольку экономическое пространство примерно равное. Классическим примером государственного регулирования проблемного региона является управление развитием долины р. Теннесси. В 1933 год был принят Закон «Об организации государственной корпорации «Администрация долины Теннесси», территория из 13 штатов. Главной целью, поставленной перед государственной корпорацией, было решение наиболее острых социально-экономических проблем региона и обеспечение условий для его последующего развития. Опыт весьма поучителен.
Эффективное управление развитием долины р. Теннеси позволило решить поставленные задачи. Следует стремиться к тому, чтобы программа по мере ее развертывания переходила в режим самофинансирования и саморазвития.
— Леонид Васильевич, как вы оцениваете работу БЭФ?
— Я получил большое моральное удовлетворение, что форум прошел у нас, приехал заместитель председателя правительства А.Л. Кудрин, он же министр финансов. Тем более А.Л. Кудрин является председателем комиссии в честь «350-летия со дня добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства». Безусловно, помощь как проблемному региону будет оказана.
Понравилась выставка инвестиционных проектов. Много поэзии, но поэзия улетучится и хороший сухой остаток будет. В остальном я не хочу критиковать Совет Федерации, руководство республики, у меня одинаково уважительное отношение и к С.М. Миронову, и к В.В. Наговицыну. Я хочу высказать пожелания, предложения, задать вопросы. Как угодно!
Мировой валовой продукт сейчас составляет примерно 60,0 трлн. долларов. США в этом объеме занимают 20% по паритету покупательной способности (ППС) по курсу 30%. Россия занимает 2,5%, Сибирь и Дальний Восток пусть будет 0,3—0,5%. Основные игроки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) — США, Китай, Индия, Япония, Южная Корея. Все эти государства поднялись благодаря торговле с США. Китай творит чудеса благодаря заимствованию западных технологий, дешевой рабочей силе, умелому сочетанию плана и рынка. Сохранен каркас государственной власти в лице коммунистической партии Китая, которая сумела реформироваться.
Название конференции — «Роль Сибири и Дальнего Востока в мировой глобализации». Не лучше ли предметно рассматривать проблемы Сибири и Дальнего Востока? Форумы проходят, а проблемы остаются. В 2007 году с Дальнего Востока уехало 15,0 тыс. человек, в 2008 г. — 19,0 тыс. человек. Из Байкальского региона уехало в 2007 г. 14,0 тыс. человек, в 2008 год —12,0 тыс. человек.
Почему не приехал ни один губернатор? Мезенцева, губернатора Иркутской области, я не считаю, поскольку он заместитель председателя Совета Федерации и совсем недавно стал губернатором Иркутской области. Почему не было руководителей федеральных округов? Почему не было большой науки — А.Л. Асеева, В.В. Кулешова, П.А. Минакира, А.Г. Гранберга, ученых не только с сибирским и дальневосточным именем, но и мировым. Почему не было ни одного министра? Об А.Л. Кудрине я говорил. Почему не рассмотреть проект стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области? Почему не рассмотреть проект плана реализации стратегии. Ведь именно сейчас идет работа над этими документами. Совет Федерации должен стать прямым участником стратегического планирования, ведь это палата регионов. Такие стратегии, как «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», должны приниматься законом. Дальний Восток и Байкальский регион почти половина экономического пространства.
Теперь о сроках подготовки — 3—4 месяца на такое грандиозное мероприятие крайне мало, надо 1—1,5 года. Для политической галочки проводить такие форумы Совету Федерации достаточно, а для дела нет. Мы с Р.Ф. Гениатулиным чаще бывали на конференциях в Хабаровске с одной задачей, чтобы проблемы Забайкалья рассматривались и решались вместе с Дальним Востоком.
В заключение, суммируя все сказанное в ходе интервью, хочу сказать: если Россия и дальше будет решать проблемы Дальнего Востока и Байкальского региона таким образом, она может потерять геостратегический контроль над этой территорией. Но Россия, обладая мощным внутренним потенциалом, всегда находила в себе силы подняться и продолжала развиваться достаточно эффективно.
— Юрий Кравцов выпустил книжку. Как вы ее оцениваете?
— Это, по-моему, у него вторая книжка, первую я читал. Последнюю нет, но я хорошо знаю образ мыслей Кравцова и примерно представляю, что там написано. Я не хочу публично обижать Юрия Николаевича, поскольку знаю нелестные характеристики его деятельности министром авиационной промышленности Иваном Силаевым, директором авиационного завода Конышевым, нашим первым секретарем обкома КПСС Модогоевым. Но не могу не сказать и том, что Кравцовым восторгался Михаил Горбачев, первый и последний президент СССР, и даже готовил для него большую должность. Почему все сорвалось, не знаю. Но конкретно и определенно мы должны знать вот что: авиационный завод в рыночных условиях спас Леонид Белых, а не Кравцов.
Александр Махачкеев
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.infpol.ru/'>"Информ полис"</a></p>
СПРАВКА
Потапов Леонид Васильевич
президент Республики Бурятия (1994-2007)
Леонид Потапов родился 4 июля 1935 года в п. Уакит Баунтовского района Республики Бурятия в семье рабочего. Детство его прошло в селе Аргада Курумканского района Бурятии.
После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-механик» в 1959 году был направлен на работу на Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод, где работал мастером, инженером, старшим инженером, начальником цеха, главным инженером завода.
В 1965 году без отрыва от производства окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности «экономист». С 1976 по 1987 годы работал в Бурятском обкоме КПСС. В 1987 году направлен на работу в Туркменистан, где занял пост Председателя Марыйского облисполкома, а позже - заместителя Председателя Верховного Совета Туркменской ССР. В апреле 1990 года на альтернативной основе был избран первым секретарем Бурятского обкома партии, а в октябре 1991 года - Председателем Верховного Совета Бурятской АССР.
На выборах в 1994 году Леонид Потапов стал первым президентом и, одновременно, председателем правительства Бурятии. Затем он дважды выигрывал выборы - летом в 1998 года и в 2002 году. Причем на последних выборах он набрал более 67% голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника – депутата Государственной Думы Бато Семенова.
Сложил полномочия президента Бурятии в июле 2007 года.
C 20 сентября 2007 года Леонид Потапов приступил к исполнению обязанностей помощника руководителя администрации президента РФ.
В феврале 2008 года Леонид Потапов возглавил Наблюдательный совет при Российско-туркменском деловом совете.
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://persons.baikal-media.ru/persons/power/55579/'>"Байкал Медиа Консалтинг"</a></p>