Токио: Смотреть, читать, путешествовать

Пока мир поставлен на паузу, а память чаще выступает ненадёжным рассказчиком, самое время обратить своё внимание на искусство. О Токио написано и снято немало историй и по ним очень хорошо прослеживается, как менялся этот город, но сохранял черты прежних времён. И как только границы снова будут открыты, можно поехать и сверить свои впечатления с образом мегаполиса, запечатлённого в книгах и фильмах.

Токио современности и искусства

Infant terrible японского кинематографа Нагиса Осима, в 60-е годы прошлого столетия плотно исследовавший тему революционных настроений на родине, несмотря на радикальность высказываний, всё же составил интересный портрет одного из самых ярких районов Токио. В картине «Дневник вора из Синдзюку» выведен яркий, тусовочный и модернистский район конца 60-х годов. В нём всегда найдется место современному искусству, прогрессивным взглядам не только на политику, но и любовь. Синдзюку в то время стал одним из оплотов молодёжного бунта, направленного против старых порядков, меккой духовного нигилизма. И весь этот бурлеск проходит в окружении бетонных джунглей, ставших затем визитной карточкой района.

Во многом таким Синдзюку остался и сейчас. Для Оксаны, представителя Японской национальной туристической организации (JNTO) район, в первую очередь место, где стоит удивляться архитектуре. Именно Синдзюку может похвастаться целой коллекцией небоскрёбов в Токио, где базируются офисы крупнейших корпораций Японии. Это, конечно же, самый узнаваемый 204-метровый Кокон (Mode Gakuen Cocoon Tower), посмотреть на который приезжают все гости столицы. А исполинский комплекс Токийского муниципалитета – безупречное творение рук одного из лучших архитекторов Японии Кэндзо Тангэ, со смотровых площадок которого можно совершенно бесплатно любоваться масштабом Токио, который с этой высоты особенно хорош в часы заката…а если повезет, то увидите и сакральную Фудзи.

«Мы так привыкли, что любоваться полотнами полотна Гогена, Сезанна и Ван Гога можно в Европе, но на 42-м этаже одного из небоскрёбов Синдзюку есть художественный музей Сэйдзи Того, в котором часто экспонируются не только шедевры классиков, но и работы молодых японских дарований», - рассказывает Оксана.
Если вы вдруг устали от вида стекла и бетона, то стоит отправиться в храм Ханадзоно-дзиндзя. Существует легенда, что в парке этого храма обитает символ Синдзюку – птица, приносящая удачу, подобно фениксу. В зависимости от сезона, здесь проводятся различные празднества, а в обычные дни японцы приходят сюда помолиться за удачу, ведь храм ровесник древнего Эдо!

«Парковая архитектура не уступает зодчеству города, поэтому, когда в храме праздник и хочется отдохнуть от людей, тогда я отправляюсь в оазис «столицы», самый красивый парк японской столицы Синдзюку-гёэн, где можно полюбоваться пейзажами японского, английского, французского садов, заглянуть в зимний сад под стеклянным куполом, насладиться видами деревьев-гигантов и вдохнуть аромат цветочных», - говорит Оксана.

Ретро Токио

Нобелевский лауреат по литературе, выходец из Японии Кадзуо Исигуро на заре своего творчества нередко обращался к теме родной страны. В романе «Художник зыбкого мира» писатель рассказывает про немолодого художника Мацуи Оно. После окончания Второй мировой войны он оказался в числе отверженных, поскольку поддался на лозунги милитаристов и искренне сотрудничал с ними. На пенсии художник вспоминает не только свою жизнь, но и тихие улочки молодости, например, в районе Аракава, где Оно много лет назад частенько захаживал в гости к приятелям и коллегам. Аракава полностью избежала бомбёжек и по описанию Исигуро в ней в конце 40-х годов по-прежнему ощущалось вольное пространство, свойственное сельской местности.

Несмотря на прошедшие годы и стремительное послевоенное развитие Страны восходящего солнца, северные районы столицы во многом сохранили свой облик, поэтому если вы хотите настоящей японской жизни с многовековым укладом, то вам обязательно нужно приехать сюда.

Гид Динара, живущая в Токио уже семь лет, рассказывает, что в Аракаве обитают токийцы, предки которых поселились здесь чуть ли не с первых дней основания города. Дальневосточникам район может напомнить частный сектор, но в очень хорошем состоянии – с аккуратными и ухоженными деревянными домиками. Видно, что люди осознанно выбрали такой уклад жизни и ведут его несмотря на большие перемены в жизни страны.

«В северных районах, таких как Аракава, можно застать атмосферу города столетней давности – увидеть, какой она была, как начала меняться, но без резких концептуальных изменений, с сохранением комфорта, уклада, спокойствия и размеренности. Сейчас север Токио становится меккой хипстеров, появляется много современных зданий. Но с одной стороны они выглядят очень современно, а с другой – крайне органично вписываются. Видно, что они являются наследием всей этой культуры, не врываются в классику, как в Синдзюку, а наоборот органично прорастают в неё. При возведении новых зданий по-прежнему используются дерево и бумага – столь любимые японцами «живые» материалы», – отмечает Динара.

На улочках Аракавы можно застать прежний японский домашний уют. Сто лет назад из таких районов мужчины утром ездили на работу, а женщины оставались дома и обустраивали быт. По ощущениям Аракава очень женское в традиционном японском восприятии место, здесь явно чувствуется рука хозяйки.

«При этом видно, что улица не выдраена до блеска, не сияет, на ней нет излишнего лоска. Но очень чувствуется, что за ней ухаживают, берегут, как могут. От всей северной части города остается такое ощущение ретро – оно не запыленное, не заплесневевшее, но там есть душа, комфорт и ощущение преемственности поколений. В провинции всё это тоже можно найти, но в Токио такой уклад жизни сохранился уже в меньшей степени», - уверена Динара.

Зелёный оазис посреди огромного муравейника

Незыблемость японский традиций заметна и в одном из самых оживлённых мест Токио – районе Императорского дворца. В знаменитой ленте японского классика Ясудзиро Одзу «Токийская история», снятой в начале 50-х годов прошлого века, оазис ещё не окружён плотной застройкой, но уже является местом притяжении горожан. Это уникальный островок истории посреди современного Токио с его вечной суетой.

Спустя шестьдесят лет, ко дворцу почти вплотную подступили элитные многоэтажки, но сам пространство вокруг по-прежнему остается островком спокойствия. Фотограф Юрий, долго бродивший здесь в одном из своих путешествий по Токио, сильно впечатлился парком.

«Всё пространство засажено цветами и деревьями. На многих из них прикреплены таблички, так что вы можете прогуляться и с ознакомительной целью, посмотреть всё разнообразие природы Японии. В прудах живут черепахи и лебеди. Японцы рассказывают, что птицы прилетают из России и «помогают» очищать пруд от тины – лебеди её едят. Вы только представьте, как эти величественные белые птицы каждый год летят сюда среди токийских небоскрёбов. Должно быть, это очень красиво», - рассказывает Юрий.

В парк ежедневно стекаются сотрудники деловых центров. Здесь они валяются на траве, обедают и отдыхают от вечного шума мегаполиса. После долгого путешествия в парке вы можете насладиться природой, прислушаться к ветру и дышать свежим воздухом. Здесь нет магазинов, ресторанов, транспорта, место идеально для общения, прогулок и отдыха.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ