Листвянка будущего стоит 56,3 миллиарда рублей

Морской вокзал, вертолетная площадка, пляж и канатно-кресельная дорога до Порта Байкал – таким может стать поселок Листвянка, если будет реализован инвестиционный проект на сумму 56,3 млрд рублей. Планы по развитию Листвянки и Порта Байкал были представлены и одобрены 15 ноября на Градостроительном совете при губернаторе Иркутской области.

Как рассказал мэр Иркутского района Игорь Наумов, развитие туризма в поселке Листвянка сдерживает ряд факторов. В первую очередь внешняя непрезентабельность «визитной карточки Байкала». К тому же изношены инженерные коммуникации, дороги пребывают в ужасном состоянии, социальная инфраструктура находится в упадке, есть проблемы с вывозом мусора, организацией санкционированного полигона твердых бытовых отходов. В Листвянке даже нет зоны отдыха как для гостей, так и для местного населения. Пропускная способность Байкальского тракта уже сегодня испытывает трудности. По некоторым оценкам, к 2020 году интенсивность потока увеличится в три раза и составит 7,7 тыс. машин в сутки.

– Это одна из причин реконструкции Байкальского тракта, которая запланирована на следующий год, – добавил Игорь Наумов. – Поселок Листвянка сегодня не может в полную силу использовать свой туристический потенциал, потому что ко всем вышеперечисленным проблемам нет качественной градостроительной документации, позволяющей инвесторам ознакомиться с перспективными площадками. Три года назад началась работа над генеральным планом поселка Листвянка. В настоящее время градостроительный документ находится на согласовании, и до конца года планируется его утвердить.

Генеральный план предусматривает строительство рекреационных объектов общей вместимостью 1,7 тыс. мест. Перспективная численность населения может составить 7,6 тыс. человек, из них 3,4 тыс. – постоянного проживания. Жилищный фонд Листвянки к 2030 году составит 201 тыс. кв. м.

– Пространственное развитие Листвянки предусматривает формирование четырех рекреационных комплексов, – продолжил мэр района. – Первый находится в северной части поселка и предназначен для туристов, которые могут прибывать сюда на водном транспорте. Второй уже сложился и размещается на территории санатория «Байкал», Лимнологического института и ряда отелей. Этот комплекс предназначен для отдыха в любое время года. Третий и четвертый комплексы занимают особое место среди проектируемых, и им придается значение центральных.

По словам Игоря Наумова, третий комплекс планируется построить в Крестовой пади. Он будет предназначен для обслуживания постоянного населения. В этом месте разместятся школа, детский сад, внешкольные учреждения, клуб, библиотека, больница и спортивный комплекс. Четвертый комплекс предполагается построить на улице Горького. Здесь будут находиться гостиницы средней этажности с объектами отдыха и развлечений в первых этажах, а также многоуровневые паркинги, деловые центры и объекты торговли.

Изначально генплан Листвянки предполагал три варианта развития. Первый заключался в максимальном расширении прибрежной территории за счет акватории Байкала, второй – в сохранении береговой линии и увеличении зоны отдыха за счет существующего жилья. Третье решение носило комбинированный характер. В феврале 2012 года Градостроительный совет при губернаторе области одобрил первый вариант развития. Как заявил Игорь Наумов, по генплану на расширенной прибрежной территории будут располагаться прогулочная зона и широкий бульвар с различного рода площадками – отдыха, спорта, кафе, с установкой открытых сцен для проведения концертов.

– Уличный фасад бульвара будет сформирован за счет размещения малоэтажных гостиниц, – говорит Игорь Наумов. – Кроме того, будет модернизироваться порт, территория бывшей судоверфи рассматривается как рекреационная зона с высоким уровнем обслуживания, а существующий пляж предполагается расширить за счет акватории озера.

В генплане предусмотрено строительство вертолетной площадки, морского вокзала, двух стоянок для временного хранения автомобилей, реконструкция парома и дорожной сети Листвянки (в частности, будет расширена главная автомагистраль до четырех полос), организация тротуаров и велосипедной дорожки со стороны набережной. В градостроительном документе прописано возведение альтернативных источников энергии, реконструкция очистных и ливневых сооружений. Изюминкой должна стать канатно-кресельная дорога от Листвянки до Порта Байкал – конечной точки Кругобайкальской железной дороги.

В настоящее время готов инвестиционный проект по комплексному развитию поселка Листвянка до 2030 года. Стоимость его реализации – 56,3 млрд рублей. Из них 15,9 млрд рублей должны пойти на инженерные коммуникации, 2,8 млрд – транспортную инфраструктуру, 7 млрд рублей – на жилые и социальные объекты, 30,5 млрд рублей – на туристические объекты.

– Предполагается привлечение бюджетных и внебюджетных средств, – подчеркнул Игорь Наумов. – После утверждения генплана необходимо переходить к разработке рабочего проекта, что позволит включить модернизацию Листвянки в федеральные целевые программы. Например, в ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» и «Развитие внутреннего и въездного туризма РФ». По предварительным подсчетам, стоимость проектно-изыскательских работ составит 108 млн рублей.

Результатом реализации инвестпроекта должно стать увеличение туристического потока в Листвянку до 1 млн человек в год и выше, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят более 500 млн рублей, количество рабочих мест возрастет на 8 тыс., а емкость рынка туристических услуг ожидается в пределах 7 млрд рублей в год.

Мэр Слюдянского района Андрей Должиков, в свою очередь, рассказал о стратегии пространственного развития Портбайкальского муниципального образования. По его словам, до 2017 года планируется разработать программы по развитию водного транспорта и пассажирского железнодорожного транспорта по КБЖД. В стратегию включены мероприятия по реконструкции и развитию территории набережной, строительству жилых домов и объектов социального и коммунально-бытового назначения, развитию улично-дорожной сети и инженерной инфраструктуры. В документе также прописано поэтапное строительство гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры. При реализации планов к 2017 году количество туристов, посетивших Порт Байкал, может достичь более 210 тыс. человек в год (сегодня в три раза меньше).

– Подход к развитию туризма должен быть комплексным и системным, – заявил по итогам совещания губернатор области Сергей Ерощенко. – Развитие только этих территорий не позволит привлечь большое количество туристов в регион. Необходимо сформировать конкурентное поле, решая ряд важных задач, в том числе и по созданию транспортной инфраструктуры.

В целом проекты развития Листвянки и Порта Байкал были одобрены Градостроительным советом, но с предложением доработать документы с учетом высказанных замечаний.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ