Дарить ли хадак на бурятской свадьбе?

В свете возрождающихся традиций многие буряты стараются сыграть свадьбу по старинным обычаям. Резко отличаются свадебные традиции западных и восточных бурят. Есть свои особенности и у каждого района Бурятии

О них мы поговорили с руководителем творческого объединения «Уран» Эрдэни Дымчиковым.

- У бурят есть множество свадебных обычаев и полностью их все соблюсти сегодня очень сложно, тем не менее, их не надо забывать, а часть необходимо внедрять в современные свадьбы, - считает Эрдэни.

Хадаг табилга

На сегодняшний день это главный свадебный бурятский ритуал. Он напоминает сватовство и так и называется - «хадаг табилга». Невеста на нем не присутствует. В ее дом приезжает делегация из мужчин (уважаемых членов семьи) со стороны жениха. Их бывает нечетное число – 5 - 7 человек. У закаменских бурят - четное число.

Автомобиль делегации должен быть исправным и немятым. Ведь, как считали в старину, стыдно появляться на хромой, тощей или бледной лошади. Подъезжая к дому невесты, машина жениха должна объехать дом (или улицу) по ходу солнца один раз. Нельзя останавливать машину прямо напротив калитки, ведь так останавливается катафалк, который вывозит из дома мертвеца!

Заранее оговаривается количество участников обряда для обмена подарками: мужчинам - рубашки, женщинам - платки, более дорогие подарки - бабушкам и дедушкам невесты. В доме невесты делегаты не сразу говорят о цели своего приезда. Принято вначале справиться о делах и здоровье хозяев дома, поговорить на отвлеченные темы, прежде чем перейти к основной теме разговора.

В ходе беседы начинаются тонкие словесные баталии: принимающая сторона задает неудобные вопросы – это проверка на остроумие для стороны жениха. Поэтому на «хадаг» должны ехать языкастые мужчины (худын туруу). Бывает, что родственники невесты ставят гостей в неловкие ситуации, например, не подавая к мясу нож. Ведь нож раньше каждый бурят носил с собой.

Цель обряда - получить разрешение родителей и родственников невесты («зубшоол абаха»). Убедившись в серьезности намерений жениха, сторона невесты дает разрешение, и сваты преподносят синий хадак бурхану в доме, зажигают зула (лампадку), ставят открытую архи (водку), молоко, пачку чая. Просят разрешения у бурхана взять невесту в этом доме. Обращаются с молитвами, чтобы создающийся союз был крепким и долгим.

После этого происходит «объединение столов»: сваты привозят еду (сладости и разные продукты) и ставят всё это на стол невесты. Затем стороны обмениваются подарками. По завершении обряда молодые могут уже «легально» жить вместе.

Отправляясь на «хадаг табилга», не забудьте взять:

1. Хадак для бурхана (синего цвета).

2. Пачку чая.

3. Зула (лампаду).

4. Спички.

5. Далагын табаг (тарелку с печеньем, конфетами, маслом и т.д.).

6. Молоко.

7. Подарки (обычно рубашки).

8. Мелкие монеты, зерно для подношений в дороге.

Проводы невесты

После «хадаг табилга» стороной невесты назначается день для «басаганай наадан» (проводы невесты). На нем собираются только ее родственники, приезжает жених с другом и двумя сопровождающими невесту. Невесте заплетают две косы и одевают на каждую косу украшение «туйба» (до замужества девушка носила одну косу) и наряжают в костюм замужней женщины с жилеткой («уужа») (девичий костюм бывает без жилетки).

На «басаганай наадан» невесте собирают приданое в красивом сундуке с узорами и орнаментами. Туда кладут постельное белье, её одежду, посуду, всё, что пригодится ей в быту. Также родственники снабжают невесту ценными подарками, как правило, это кухонный или спальный гарнитур.

Невесте поют старинную бурятскую песню («уусын дуун» из 25 куплетов). Это благопожелание для нее: не забывать родные края, быть достойной женой, не позорить свой род, почитать родителей. Кстати, шэнэхэнские буряты до сих пор ее поют. Во время песни нередко невеста и её родные плакали, ведь с замужеством девушка покидала семью навсегда. Раньше ведь не было возможности общаться с родными по сотовой связи или уехать домой на автобусе.

Позор для женщины, если по своей вине она разводилась и возвращалась домой, родители ее даже не пускали в дом. Такова была политика бурят для сохранения семьи. С этим связаны многие обычаи, когда разведенные женщины не могли участвовать во многих обрядах.

Например, у тункинских бурят есть свадебный обычай «хунжэлэй буреэдэhэн», где собирались только женщины с хорошей репутацией (замужние, со здоровыми детьми). Когда женщину приглашали на данный обряд, это было большой честью для нее. В платок они зашивали деньги, брали длинную нитку и пришивали платок к одеялу. После свадьбы невеста должна распороть нитку и не порвать ее, иначе - дурное предзнаменование.

В конце «басаганай наадан» встает и выступает с речью худын туруу жениха, он приглашает всех гостей на основную свадьбу.

Основная свадьба

Однако чаще всего современная бурятская свадьба имеет два этапа – сватовство и основная свадьба. Сегодня есть два типа ее проведения – совместная и отдельная (когда родственники невесты делают «басаганай наадан»). Экономичнее и популярнее совместная свадьба.

При отдельной свадьбе сторона жениха встречает сторону невесты. Разжигается костер, готовится белая пища, все в бурятских костюмах, с хадаками. Перед машиной невесты бросают ковровую дорожку, которую они не должны переезжать, а остановиться перед ней. Выйдя из машины, делегация невесты проходит вокруг огня – гороо (очищение). Их угощают, после чего все отправляются на торжество.

- Был случай, когда приехала сторона невесты (еравнинские), и они никак не хотели выходить из машины. Жених был из Кяхты. Мы не могли понять, почему они так долго не выходят, оказалось, что они ждали, когда каждого выведут за руку и проведут к столу. Таков обычай, - говорит Эрдэни.

Свадьбу открывают худын туруу (мужчины с обеих сторон) и худагын туруу (женщины) – итого четыре человека. Это необязательно родственники. К ним есть жесткие требования: физически здоровые, с полноценной семьей, не вдовцы, не разведенные, не второй-третий брак, со здоровыми детьми, желательно многодетные.

Их задача - держать речь, рассказывать о роде жениха и невесты, чем они славятся, и нахваливать жениха и невесту. Худын туруу жениха должен начать торжество словами: «Свадьба открыта!».

Если свадьба отдельная, признак хорошего тона для стороны невесты - уехать через 2 - 3 часа. Здесь обычно худагын туруу невесты перечисляет ее приданое. Иногда привозят сундук или даже несколько.

- Сегодня повсеместно родители встречают молодых хадаками, которые вешают им на шею. Это в корне неправильно, - говорит Эрдэни. – Хадак имеет священное значение, и его вручают только ламам или старшим уважаемым людям (дедушкам, бабушкам). У нас же выходит, что старшие дарят младшим. Хадак нельзя вешать на шею, по древнему обычаю он не должен касаться пота шеи.

Дарить и принимать хадак надо правильно. Дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения тебе». Хадак дарят, повернув его открывающейся стороной одариваемому («амараа урагша»). А тот должен принять хадак и правой рукой сложить его на левую руку, чтобы не потерять все благопожелания.

Джидинских молодоженов одевают в бурятскую одежду. Застилают перед ними половик, и худагын туруу чисто символически со всех сторон бьет их ремнем, при этом выкрикивая наказы: «Баян бай! Хубуудтэй бай!» (желая богатства и рождения детей). Чем-то это напоминает шаманский обряд.

На иркутской свадьбе отцы раскуривают трубку и, меняясь, обвязывают друг друга кушаками (если нет отца, то дядя), а матери - платками.

У агинских бурят жених и невеста не сидят за главным столом, а с гостями. За главным столом - родители, бабушки, дедушки, «худагынар». После свадьбы подаренные деньги распределяют родители, кому и сколько дать, поскольку зачастую родители финансируют свадьбу.

При подготовке статьи выяснилось, что вскоре в свет выйдет книга «Свадебные традиции Бурятии». Автор книги Янжима Ивахинова, учитель бурятского языка и литературы Бурятского национального лицея-интерната №1, подробно описала все этапы бурятской свадьбы. Подробнее познакомиться с традициями бурятской свадьбы можно в этой книге.

Фото: rubur.ru.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ