Русский язык нужно защищать!

Если сегодня спросить выпускника школы или, предположим, преподавателя математики, надо ли защищать русский язык, они, скорее всего, удивятся вопросу и не смогут ответить. Разве что-то ему угрожает? Впрочем, разговор о языке хотели бы перенести на завтра не только рядовые обыватели. Вспомним — начавшуюся было осенью дискуссию о нем специалисты остановили ярлыком: «Не шумите. Вы не разбираетесь в тонкостях».

Без любви к языку нет любви к Отечеству

Руководитель авторского коллектива «Орфографического словаря русского языка» И. Сазонова и научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН О. Грунченко со страниц «Комсомольской правды» заявили, что резонанс в прессе в связи с новыми словарями есть ни что иное, как шумиха. С их оценкой согласился кое-кто и в Чите, усилив словечком «ажиотаж». Но меня их доводы не убедили.

Я не ученый, не официальное лицо и не журналист. Просто пенсионер. Правда, стараюсь пополнять свои знания о русском языке. И, конечно, читал и перечитывал статьи в нашей «Забайкалке» за 8, 9 и 29 сентября. Читал и видел: перед нами полезная для всех мотивированная деловая озабоченность за настоящее и будущее литературного языка. И я ее разделяю. Прекрасно, что люди все более и более осознают: необходимо поднимать у граждан патриотическое чувство, повышать нравственное воспитание народа. И когда что-то делаем в намеченном направлении — это, разумеется, не шумиха, а наша великая обязанность. Так и в отношении к русскому языку. Без любви к нему нет любви и к России. В разговоре о будущем великого родного языка участники проявляют главное — патриотическое чувство, нравственность, желание защитить язык от поспешных нововведений и современных испытаний.

Другое дело, труднее осуществить нужные меры сейчас, не откладывая на потом. К примеру, почему бы властным структурам и депутатскому корпусу не откликнуться без проволочек на тревогу преподавателей ЗабГГПУ, обеспокоенных тем, что у нас падает, обедняется речевая культура молодежи, что современные дети не замечают речевые погрешности, ленятся преодолевать языковые трудности, что в Интернете и СМИ вольно и невольно нарушают правила грамматики и пунктуации. Добавлю, и в среде старшего поколения наблюдаются те же факты. Факты острые и злободневные. Давние. Их ясно и определенно показывали СМИ в 2007-м, в Год русского языка. Тогда читатели, слушатели и зрители внесли много вполне выполнимых предложений и пожеланий. Идей-то было много, да реализовано мало. Знать, перенесли на туманное завтра.

Уже одно это обстоятельство является важным поводом привлечь внимание общественности к государственным проблемам языка, искать пути устранения недостатков. Что совсем недавно утверждали достойные чиновники и их специалисты? Зря волнуетесь, говорили они, ничего особенного не произошло, ничего нового изданные словари не вносят, они лишь фиксируют языковые изменения.

На мой взгляд, такой вывод, по меньшей мере, спорный. Представим: в комнате всегда стоял квадратный стол. Мастера сделали его крышку круглой, остальное не тронули. Что это, не новый стол? Кофе, мужского рода, превратили в средний род. Йогурт предлагают произносить по-восточному, с ударением на втором слоге. Это не новое в литературной речи? Разве для русского слуха ближе второй вариант? Нет, повторяют нам, не шумите, вы не знаете закономерностей развития языка. Вот так в ЖЭУ отвечают жильцам дома: «Не волнуйтесь, мы знаем законы физики, ржавчина еще малюсенькая, аварии не будет». Пусть что-то не знаем. Но важно другое: как ржавчина опасна для труб, так и языку вредны нелитературные отклонения, искажение слов, поспешные нововведения в произношении и ударении.

Известно, что в основе нормативных указаний в словарях лежат многообразные и длительные научные исследования. Да вот беда, пока окончательно не найдены научные критерии того или иного выбора, на каком-то этапе, в определенных условиях не исключается субъективный фактор, давление авторитетных деятелей, ложная идея. Например, упомянутые выше И. Сазонова и О. Грунченко поведали читателям, что лет через пятьдесят по каким-то причинам (выделено мной. — В. Р.) в словари, возможно, войдет как литературная норма знаменитая парочка «звОнит» и «звонИт». Другой ученый-филолог подчеркнул (наверное, с горечью), что в скором времени в ряде слов нормативные ударения будут зафиксированы не так, как их произносят носители литературного языка, а так, как говорит большинство.

Большинство не всегда право

Признание красноречивое: ссылка не на закономерности, главное — большинство. Но если следовать ему как решающему критерию, боюсь, от нормативного понятия останутся лишь рожки да ножки. Вслед за большинством нормой назовут катАлог, водопрОвод, поднЯл, принЯл, понЯл, осУжденные, дОбыча и т.д.

Для убедительности вспомним еще. Многие в обиходе называют нижнюю часть тела человека словом на букву «ж». Смакуют его на сценах театров и на экранах некоторые писатели и артисты. Коли так, пойдем дальше, дадим ему прописку в школах и на трибунах, не задумываясь над моралью? Не оспариваю, язык крестьянина, механика, плотника, язык народа богат своими выразительными средствами, может блеснуть ярко, смачно и крепко. Кладезь для писателей. Только он отнюдь не является литературным, не служит образцом общения людей. Не секрет, и народ может ошибаться. И приходится кого-то поправлять.

Приведу пример. Полвека назад большинство произносило (сейчас студенты не поверят) «совремЁнная мОлодежь». Однако с помощью, главным образом, радио и песни «Молодежь, молодежь! Лучше в мире не найдешь!» все, от мала до велика, перешли на нормативное произношение этих слов. В новом веке отмечено не менее интересное: рекламодатели в течение нескольких лет изо дня в день и в день множество раз калечили наш слух пропОлисом и добились своего: в словарях он уже обозначен с двумя нормативными ударениями. Почему-то не верится, что новая рекомендация продиктована закономерностями языка.

Как будто бы это пустяк, но он коварен, поощряет нетрудолюбивого человека: говори как хочешь. Послабление в нелегкой работе соблюдать нормативные требования ведет к грустным итогам. Недаром, в частности, появился подростковый так называемый «албанский язык», «язык падонкафф», который буквально заражает письменную речь, как разрушают жилище гниль и плесень. Если сегодня учебные заведения вместе с родителями не привьют детям любовь к грамотному языку, завтра число «падонкафф» быстро увеличится.

Немаловажную роль в массовом утверждении нормальной речевой культуры должна играть, надеюсь, кроме педагогов и семьи, многочисленная армия чиновников и командиров. Сошлюсь на собственный опыт. Будучи еще совсем молодым, я смело выпалил директору предприятия, весьма авторитетному человеку в поселке: «Вы неправильно говорите — «средствАми», «отраслЯми», «вЫсоко», «серАЯ тюль"…» И сказал, как надо произносить. Директор не смутился. Напротив, он так меня словесно отутюжил, что я, грешен, больше не пытался его учить. Позже не раз убеждался, что другие администраторы и прочие персоны чаще всего нетерпимы к замечаниям об их языке и вкупе с подчиненными плодят речевые ошибки. Им нужна соответствующая учеба, что плодотворно скажется на повышении культуры речи и их самих, и тех, с кем они общаются.

Значит, в новых условиях жизни общества особая ответственность возлагается на носителей литературного языка: ученых-языковедов, филологов, писателей, учителей-словесников, ораторов, ведущих теле-, радиовещания и других. И для каждого из нас остаются самыми надежными нормативными справочниками словари русского языка: в любое время не поленись, открой их и найдешь ответ. Оговорюсь: пока ситуация сложная. В обнародованных словарях понятие литературной нормы несколько размыто. С одной стороны, отдельные варианты сомнительны, с другой — студенты и учащиеся понимают их как вседозволенность, полагают, что теперь разрешается не задумываться над словами. Произноси их как угодно, никто тебя не поправит. Не сегодня, так завтра дурное слово или неудачное произношение станет литературной нормой.

Да, думают ленивые, авось Москва пойдет им навстречу, введет новые правила в правописании, синтаксисе, ударении, произношении. И тогда, точно, возобладает вседозволенность в речи. И никого уже не удивят неграмотные фразы: «Вы хоЧЕте быть красивЕе? ПозвОним и поставим роспись в протоколАх. КлЁво! Ваааще!». Польется свободней в речи тюремный жаргон, бранные и матерные слова. Такой сценарий допустить нельзя.

Я хочу, чтобы моя внучка-студентка, ее друзья, мои родственники детского и юношеского возраста, близкие, знакомые и незнакомые люди хорошо владели литературным языком, любили слово, слышали его нюансы, каждый его звук, его мелодию, энергию, силу, видели его красоту, умели выразить свои простые и сложные мысли. Пожалуй, все родители хотят, чтобы их дети выросли грамотными. Тем же, понятно, озабочены органы образования и в целом властные структуры. Но того, что делается сейчас, явно недостаточно.

Нужно искать новые решения проблем. В ряду различных мер, мне представляется, главным должно стать обучение воспитателей, учителей, преподавателей всех специальностей, публичных деятелей, ответственных работников учреждений, организаций и правоохранительных органов правильной и грамотной устной и письменной речи. Это способствовало бы повышению статуса русского языка, его роли и значения в жизни общества. Организовать предлагаемую учебу забайкальцев ныне, не откладывая на завтра, по силам министерству образования, науки и молодежной политики края. Уверен, в этом случае наши надежды и ожидания осуществимы. Русский язык нужно защищать!

Вячеслав РАЗУМОВ, заслуженный работник культуры РФ.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ