Каков налоговый потенциал Иркутской области и как он используется? Этот злободневный вопрос депутаты Законодательного Собрания поставили перед областным правительством и соответствующими федеральными службами на прошедшем на февральской сессии правительственном часе.
Понятно, что налоги – производное от экономики. Чем больше объем ВРП, тем больше поступлений в областную казну. По мнению заместителя председателя правительства Иркутской области – министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергея Аникеева, основные производственные мощности устарели и требуют мощных инвестиционных вливаний.
– Без их модернизации и замены будет сложно повысить производительность труда и сделать выпускаемую ими продукцию конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Области также необходимо два-три крупных инвестпроекта в объеме одного-двух миллиардов долларов. Без этого сложно ожидать резкого увеличения доходов в бюджет.
Резервы, по словам Сергея Аникеева, кроются также в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства, увеличении объема экспортной продукции, сокращении доли теневой экономики, увеличении степени переработки добываемой в области древесины и развитии сельхозпредприятий:
– Одно из магистральных направлений нашей работы – развитие и поддержка научных и проектно-конструкторских организаций, имеющих в своем портфеле высокотехнологичные разработки. Надо отметить, что после критического выступления президента Медведева госкорпорации увеличили отчисления на НИОКР. Сейчас мы ведем переговоры с «РусГидро» о привлечении иркутских институтов к новым разработкам в гидроэнергетике. На эти цели предполагается выделить 200–300 миллионов рублей.
Согласившись с экономическими выкладками Сергея Аникеева, депутаты тем не менее хотели услышать «не прекрасное будущее», как сказал вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, «а конкретные меры, предпринимаемые областью по наполнению доходной части бюджета»:
– Нам хотелось бы знать, почему такая большая разница между оценкой налогового потенциала области, которую дает российский Минфин, и нашими реальными доходами? На сегодняшний день она составляет 14 миллиардов рублей. Крупные ФПГ, работающие на нашей территории, утаивают от областного бюджета примерно 5–6 миллиардов рублей. Какая работа проводится, чтобы на единицу отгружаемой продукции достичь среднероссийских показателей по поступлению налогов?
Ответ на этот вопрос, которые законодатели ставят уже на протяжении нескольких последних лет, попыталась дать зам. руководителя управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Елена Журавлева. Она согласилась, что ныне действующее законодательство позволяет ФПГ игнорировать интересы области, переводя налог на прибыль в адрес своих штаб-квартир. Эту несправедливость должен устранить закон о трансфертном ценообразовании, который прошел уже первое чтение в Госдуме и сейчас готовится ко второму.
– Федеральная налоговая служба уже заранее готовится к принятию этого закона и создает специальные подразделения, которые будут контролировать вертикально-интегрированные структуры. Сейчас, до введения закона, увеличение поступлений можно добиться лишь за счет подписания соглашений между правительством и крупными компаниями.
О том, что областное правительство ведет постоянную работу с крупными компаниями по уплате области причитающихся налогов, в том числе и налога на прибыль, говорил министр финансов Алексей Зезуля. К сожалению, заметил он, в последние два года наблюдается практика, когда крупные компании перечисляют в конце года в областной бюджет крупные суммы налога на прибыль, а в начале следующего, когда эти суммы уже внесены в доходную часть, изымают их под видом ошибки в расчетах.
– Эти возвраты ломают нам логику прогнозирования налога на прибыль. Хотя есть и позитивная тенденция. Если в докризисный период доля поступлений в бюджет от крупных налогоплательщиков составляла 61%, то сейчас – 58%. Это может свидетельствовать о том, что малые и средние предприятия получают все больший экономический вес.
Одним из краеугольных налогов для бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Как отметил замруководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Юрий Вахрин, потенциал использования этого налога пока не очень высок: вместо возможных 6,5 млд рублей фактически собрано за прошлый год 3,8 млрд.
– Все упирается в отсутствие у 40% владельцев земли правоустанавливающих документов на нее. Нет документов – нет налогов. А с их оформлением такая канитель, что человек, походив безрезультатно год по инстанциям, просто отказывается узаконивать свой участок. А что может принести местному бюджету земельный налог, показывает пример Иркутского района. Наша служба уже три года помогает ставить земельные участки жителей на кадастровый учет. И вот результат: если в 2008 году земельные платежи составляли 36 миллионов рублей, то в 2009-м они возросли до 74 миллионов, а в прошлом – до 143 миллионов рублей.
Еще большая неразбериха с землями сельхозназначения, которых насчитывается 2,5 млн га. По оценке Юрия Вахрина, 80% из них не имеют сегодня хозяев, а значит, уходят из-под налогообложения.
– Практика сегодня такая: землю берут и используют безо всякого оформления прав. Когда поля истощатся, бросают и переходят на следующие.
Естественно, такое расточительное обращение с землей не может более продолжаться. Как сообщил Юрий Вахрин, управление Росреестра начинает массовую оценку земельной недвижимости. Иркутская область включена в число 12 субъектов Федерации, где будет осуществляться этот пилотный проект.
Завершая правительственный час, председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина предложила создать рабочую группу, которая, суммируя все высказанные в ходе обсуждения предложения, должна подготовить постановление по совершенствованию наполнения доходной базы бюджета. Его исполнение парламентарии будут контролировать в течение всего года.
Автор: Александр Павлов
"Байкал24"
опубликовано в