В Черемхово с 6 по 13 сентября проходил V Межрегиональный фестиваль профессиональных театров «Театральная провинция» памяти В.П. Гуркина. В нем приняли участие театры из Минусинска, Улан-Удэ, Иркутска, Братска и Мотыгино (Красноярский край). Коллектив Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова выступил со спектаклем по повести Валентина Распутина «Живи и помни» (режиссер – Елена Константиновна).
В программе фестиваля были не только показы, но и мастер-классы от ведущих театральных критиков страны. После спектаклей проходили обсуждения, где затрагивались очень глубокие темы.
Спектакль иркутского ТЮЗа прошел на сцене Черемховского драматического театра им. В. П. Гуркина 12 сентября. «Живи и помни» – трагическая история Настены и ее мужа-дезертира Андрея Гуськова, который во время войны скрывался неподалеку от родной деревни. Казалось бы, совершенно бытовая, реалистичная история. Но… в спектакле встречу Настены и Андрея сопровождает танцевальный номер, который даже не столько танец, сколько вырывающиеся наружу чувства – грубость, нежность, ярость. И в конце – ценнейший штрих, когда Андрей заботливо укрывает жену. Ведь в зимовье холодно...
На обсуждении высказалась Наталья Шурганова, педагог РАТИ-ГИТИС, балетмейстер постановок в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов, режиссер по пластике.
- Я сама балетмейстер и по-особому отношусь к танцам в спектаклях. Но здесь возникают такие тонкие нюансы, что я могу сказать: человек, который это ставил – большой молодец! Вот эта ножка, прикрытая юбкой, – настолько это точно и не банально сделано. Снимаю шляпу! Теперь это остается со мной навсегда!
Драматург, режиссер, актер и педагог Ринат Ташимов отметил следующий момент. Мы понимаем, как сложно перестроить повесть в пьесу, донести авторский текст зрителю. В постановке иркутского ТЮЗа этот момент был решен за счет персонажей, которые, не «выпадая» из своей основной роли, иногда преображались в рассказчика. Ринат Ташимов был удивлен тем, что актеры «не снимали» с себя основной образ и говорили как бы от имени своих персонажей. Обычно это делается иначе, отметил он, речь автора эмоционально отличается.
Не согласилась с ним Елена Ласкавая, актриса театра и кино, режиссёр, доцент кафедры сценической речи театрального института имени Бориса Щукина, автор книг по сценической речи.
- Вопрос: надо ли актеру, который общается с залом, испытывать те же эмоции, что и персонажу? «Не надо», говорят театральные каноны. Но здесь все идет очень близко, это почти совмещение: рассказчик подошел настолько близок к своему персонажу, что видит его практически впрямую. Перейти от рассказчика в персонаж – это невероятно сложно, и вы огромные молодцы!
Ольга Сенаторова, генеральный директор творческо-координационного центра «Театр-информ» (Москва), генеральный продюсер федерального фестиваля «Театральный Олимп»:
- Сегодня я увидела иркутский ТЮЗ в новом качестве и с каким-то новым внутренним достоинством. Вы настолько не похожи на стандартных тюзовских актеров! И индивидуальные исполнители, и массовка, которая на самом деле не массовка, она очень активно участвует и помогает, включается в конфликт, который происходит на сцене. Я не знаю, как вы этого добились, но это открытие. Второй момент, который я бы хотела отметить. Сегодня зал практически полон, и значительная часть зрителей пришла по программе «Пушкинская карта». И та тишина, которую мы сегодня слышали, на мой взгляд, подчеркивает достоинства спектакля. Чтобы дети и молодежь молча, с затаенным дыханием смотрели на вас, слушали и переживали вместе с вами!.. Вы только что работали с чужим для вас залом и сумели выйти победителями! Это достоинство – и театра, и спектакля.
Отмечу исполнителей главных ролей: Настену – это Анжела Маркелова, и Андрея – Александр Стерелюгин. О нем я бы хотела сказать отдельно: я увидела на сцене не тюзовского, а драматического актера, более того – ту фактуру, которая на сегодняшний день теряется. Настоящая мужская фактура на сцене. За Андрея и Настену я сразу же зацепилась и не могла их отпустить с первой сцены – в бане. Сцены довольно грубой, но остальное действие растет от этой сцены, и понимаешь, что эта грубость оправдана. То, что вы подхватили и заложили в это свой градус, и донесли в сценах любви – вы посмотрите что делалось в зале! Я просто замерла, мне важно было услышать, как зал дышит на этих сценах. Когда в зале дети, то бывает: на сцене мужчина приближается к женщине, и начинаются хиханьки-хаханьки. А здесь даже дыхания нет! Значит, вы что-то делаете такое… ювелирное! Что не позволяет выдать детскую, хулиганскую реакцию.
Интонационный рисунок спектакля показался мне очень музыкальным. Разговор свекрови с Настеной – я понимаю, что свекровь убить готова эту невестку! А она не кричит, а шепчет, причем еле слышно, как вырывается этот шепот! Это очень убедительно исполнено.
Сегодня уже упоминали этот момент: стоит ли рассказчику говорить от имени персонажа? Но это синергетическое действие мне кажется очень стильной и ёмкой краской спектакля. Вы нас не отрываете от действия, я не отключаюсь от персонажа, а слежу за ним, ловлю авторский текст. Но в нем есть подготовка эмоциональных реакций персонажа. Эта сдвоенность – мне кажется, она стильная и очень логичная.
Ольга Сенаторова также отметила белую ткань, с которой женщины появляются в начале спектакля и которая потом означает то сенокос, то воду Ангары.
- Это белое полотнище… Как вы обошлись в спектакле без эпических красок, а вышли на краску художественную с этим полотном? Для меня это приятная загадка. Не знаю, как ее трактовал режиссер, но в моем сознании белое полотно – это жизнь. Очищенная, светлая жизнь, простая, где стирают, косят. И жизнь уходящая – на мой взгляд, это очень красивое художественное решение финала. Никто не прыгает с лодки, а идет тихое сворачивание ткани. На таком языке я люблю разговаривать. И спасибо за то, что вы мне сегодня это подарили – эти режиссерские моменты, обогащенные актерами. За много лет просмотра женских спектаклей я часто находила в них некое женское кокетство. Всегда как бы… маникюр немножко проглядывал в режиссерских решениях! Но в этом спектакле я увидела режиссера с мужской рукой. И это тоже сильная краска для спектакля.
Напоследок высказался председатель жюри Андрей Яхонтов – заслуженный работник культуры Российской Федерации, советский и российский журналист, писатель, сценарист. Прежде всего он тепло отметил игру подрастающего поколения – в спектакле задействованы воспитанники драматической студии «АлександриЯ». А затем очень внимательно поговорил не только о спектакле, но и о самом произведении Валентина Распутина:
- Перед нами – раздвоенное пространство. С одной стороны, это бытовая история, с другой стороны – это все-таки притча. И белые одежды персонажей, например, непривычно белая, нарядная шубка Настены, – они говорят о некоем втором плане. И если кто-то и заметил некий диссонанс между чистыми одеждами и жизнью в деревне, то мы его прощаем. Ведь здесь все выражено в названии. К кому обращены эти слова? Мы понимаем, к кому. Ты хотел сохранить себе жизнь? Ты ее сохранил. Ну, а теперь живи и помни. Андрей Гуськов – трагический персонаж. Он ведь хотел справедливости! Он воевал честно, не прятался, был тяжело ранен. Ему обещали отпуск, но его обманули. «Неумолимая машина» работает. Андрей вступил в единоборство с роком и попытался его победить – на свой лад. А дальше вопрос очень интересный: кто расплачивается за предательство? Тот, кто предал, или его близкие, окружение? Андрей, конечно, заплатит сам, и высшую цену, потому что будет жить и маяться. Но то продолжение рода, которым он оправдывал свое самоспасение, в результате рассыпалось. Не состоялось. Хотя Настена призывает его к покаянию, но сама она его не предает. Не выдает никому! Она – «искупительная корова», потому что несет всю тяжесть того, что Андрей совершает в запале, в ослеплении. Но Настена очень трезво пытается ему эту тропинку проторить: покайся! Ведь ты совершил свое предназначение, у тебя появилось реальное продолжение рода. Ты свою функцию исполнил. Да, тебя могут поставить к стенке. Но ты совершил грех – покайся! И, может быть, отчасти тебе будет прощено. Но он уже закоренел в своем состоянии и не может переступить. Опять-таки расплачивается Настена.
Конечно, я не режиссер, и не хотел бы никого подталкивать к назидательности, от которой Распутин как раз отходит. Но, возможно, более отчетливо стоило провести линию между теленком, которого убивает Андрей ради еды, и зарождающейся жизнью. И вот это обращение к Андрею – «Живи и помни»… Я не уверен, что все зрители сообразят весь ужас его потери, его трагедии. Он хотел жить – и он остался, несмотря на то, что всем принес горе. Хотелось бы увидеть более жирной точкой обозначение его падения, его неизбывной драмы. Это все заложено у Распутина. Он же недаром при всей пластичности, мягкости своей прозы – тем не менее он все это сформулировал в названии. Для меня не так важны детали одежды и музыки. Тем более здесь все это идеально соблюдено. У вас акварельный рисунок, нет жестких конструкций. Но если это жанр притчи, то, возможно, стоило более ярким штрихом показать: не дано было Андрею сохранить то, что его оправдало в собственных глазах. А вообще замечательный спектакль, спасибо!
Виктор Токарев, заслуженный работник культуры РФ, директор Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова, режиссер, добавил:
- Очень приятно, что спектакль вами принят, вместе со всеми вопросами, внутренними нюансами и пожеланиями. Это обсуждение очень полезно нам всем! И мне как руководителю, и создателям спектакля – режиссеру, актерам. Такой разговор очень профессиональный, доброжелательный, созидательный, он не разрушительный. Нюансы очень точно были отмечены. Мы уедем отсюда с расправленными крыльями. Большое спасибо вам за такие оценки!
Решением жюри V Межрегионального фестиваля профессиональных театров «Театральная провинция» памяти В.П. Гуркина в Черемхово наш спектакль «Живи и помни» В. Распутина стал победителем в номинации «Лучший спектакль». Приз за «Лучшую женскую роль» получила артистка Анжела Маркелова за роль Настены. Артист Александр Стерелюгин получил специальный приз жюри за психологическую глубину образа роли Андрея.