Профсоюз МУП «Иркутскавтотранс» помогает сотрудникам

Нина Ивановна Слюнченко – председатель профсоюзного комитета МУП «Иркутскавтотранс». Многим кажется, что такое явление, как профсоюзы, ушли в прошлое вместе с Советским Союзом. Но это только кажется. Нина Ивановна рассказала, как сейчас живет профессиональный союз на предприятии и чем он может помочь.

- Наша профсоюзная организация зарегистрирована при областном комитете профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, - рассказывает Нина Ивановна, - мы организовались в ноябре 2015 года.

- С чем было связано это событие?


- К этому сподвигли различные производственные вопросы, которые возникали в то время. С 2015 года у нас началась постоянная смена руководителей: один приходил, другой. Причем это были люди, достаточно далекие от темы автотранспорта: артист, геолог… Затем имело место очень неприятное событие: когда для предприятия были закуплены в лизинг подержанные автобусы, они очень быстро стали приходить в негодность. Все это вело к развалу работы предприятия. Начались задержки заработной платы, недовольство сотрудников. И мы решили создать профсоюзную организацию, люди в нее вступили. А я стала руководителем – это освобожденная должность, с небольшой зарплатой, в штате предприятия я не состою.

- Расскажите тем, кто не застал Советский Союз: как работает система профсоюзных организаций?

- Работник пишет заявление, вступает в профсоюз, обязуется выполнять устав этой организации. И второе заявление: на имя руководителя, чтобы из его заработной платы удерживали один процент в качестве профсоюзного взноса. Конечно, когда-то эта организация была мощной силой, а сейчас у работодателей совсем другое отношение к ней: это некая структура, которая, условно говоря, «путается под ногами». Но профсоюзы остались. В некоторых регионах и организациях они имеют вес. Но очень многое зависит от руководителя. У нас с 2015 года и до недавнего времени на нашем предприятии было настоящее противостояние. Каждый из руководителей давал задание руководителям подразделений: проводить разъяснительную работу, чтобы сотрудники выходили из состава профсоюза. И мы дошли даже до приемной Президента России. Но в настоящее время у нас диалог налажен, руководитель МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков нас слышит.

Нина Ивановна родилась 26 февраля 1951 года. Общественная жилка проявлялась еще со школьных лет: она была и старостой класса, и комсоргом.

- Восемнадцатилетней девчонкой я пришла на работу в предприятие, прошла путь от кассира до начальника отдела кадров. С 1981 до 1991 года работала освобожденным председателем профсоюзного комитета Иркутского производственного объединения пассажирского автотранспорта. Оно включало в себя три крупных предприятия: в предместье Марата, на Узловой и в Ново-Ленино. В объединении работало около двух тысяч человек. Тогда все сотрудники были членами профсоюза, это происходило автоматически. Приходя в предприятие, человек писал два заявления – о приеме на работу и о вступлении в профсоюз. Конечно, тогда у профсоюзов были совсем другие возможности, на балансе организаций были и санатории, и пионерские лагеря.

После развала СССР произошла оптимизация, от трех предприятий осталось одно. С 2004 года профсоюзной организации при нем не было. Попытки создать были – с 2012 года, но до дела не доходило. Пока, наконец, в 2015 году ситуация не назрела. Бывшему лидеру профсоюзов Нине Ивановне, которая, к счастью, все еще работала – в отделе кадров, предложили возглавить структуру.

- В чем сейчас состоит ваша деятельность?


- Конечно, наши возможности невелики. Членов профсоюза мы в обязательном порядке поздравляем с днем рождения, дарим небольшие сувениры, открытки. Немногим более 50 процентов коллектива состоит в профсоюзе, а всего у нас на предприятии 480 сотрудников. И численность работающих в МУП «Автотранс» сокращается, потому что престиж этой работы падает, финансовое положение непростое. Молодежь идет не слишком охотно, в основном работают преданные водители, кто у нас уже давно. Мы проводим свой профессиональный праздник – в день работников автомобильного транспорта, последнее воскресенье октября. Мы проводим конкурс профессионального мастерства, выбираем победителей, это всегда вызывает интерес. Новогодние утренники для детей также проводили всегда. Перед Новым годом проводим конкурс детского творчества. Да, с приходом ковидных ограничений праздники пришлось отменить. Но про подарки детям мы не забываем, а также поздравляем тех, у кого дети идут в первый класс, дарим сувениры. Также люди вправе рассчитывать на материальную помощь от профсоюзов, если оказались в трудной жизненной ситуации. Конечно, наш бюджет сильно ограничен. Но небольшие суммы, до четырех тысяч рублей, работники получают.

- А были серьезные ситуации, в которых удавалось отстоять права работников?

- Конечно. Как я уже говорила, одно время у нас бывали задержки заработной платы. Мы обращались в инспекцию по труду, в администрацию города, и дошли до администрации Президента РФ. Записали обращение, члены профсоюза подписали его. После этого произошла смена руководства: не только в нашем предприятии, но и в комитете городского обустройства. Да, мы воевали, и побеждали. Нас услышали. Это было в 2019 году. И вопросы с задержкой зарплаты удалось решить. Мы отстаиваем интересы всего коллектива. Контакт с руководителем у нас есть, появляются вопросы – мы встречаемся.

- Например?


- Вот недавно встречались по поводу очередной оптимизации, уже внутри предприятия – ремонтной службы. Задержки заработной платы сейчас нет, уже больше двух лет. Но техническое состояние транспорта печальное, обновление тоже не спешит. Важно, что Алексей Анатольевич выслушивает нас, всегда охотно встречается. Сейчас ждем Нового года, вроде обещают улучшение ситуации.




РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ