Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) является мировым лидером среди всех построенных железных дорог по количеству искусственных сооружений на один километр пути. Поэтому во многих путеводителях ее называют самой красивой железной дорогой мира. Еще ее часто называют золотой пряжкой стального пояса России -Транссиба. КБЖД стала очередным героем уникального издания«Иркутская область. Книга рекордов». Издание рассказывает про самые выдающиеся достижения и самые интересные достопримечательности Иркутской области и приурочена в этом году 80-летию со дня образования региона.
Когда-то КБЖД входила в состав Транссибирской магистрали. Ее путь пролегал от Иркутска вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. Еще в 40-х годах, когда пошла речь о строительстве каскада ГЭС на Ангаре, началось строительство дублирующей ветки через Гончарово и Большой Луг. Потом Иркутскую ГЭС действительно построили, и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым.
Сегодня КБЖД представляет собой 94-километровую железнодорожную ветку от станции Байкал до станции Слюдянка, с 72-го по 166-й километр бывшей дороги. В состав комплекса Кругобайкальской железной дороги входят 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 археологических и 46 природных и ландшафтных памятников.
В 1995 году указом президента России участок КБЖД Байкал – Слюдянка был включен в перечень объектов исторического и культурного общероссийского значения как памятник архитектуры и градостроительства.
Далее на сайте irkrecords.ru