Инициатор «Национального лесного форума» председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев в интервью «ФедералПресс» рассказал о болевых точках взаимодействия государства, общества и бизнеса в вопросах лесопользования.
- Есть ли примеры неработающей коммуникации между регионами по вопросам лесопользования? Из-за каких законодательных несовершенств возникают сбои при обмене мнениями и транслировании положительного опыта по решению лесохозяйственных проблем?
– Регионы очень по-разному справляются со своими полномочиями, в том числе с теми, которые им переданы с федерального уровня. Это стало одной из причин внесения изменений в законодательство. Проект о корректировке взаимоотношений федерального центра и регионов в части полномочий в области лесных отношений уже принят в первом чтении, и мы сейчас готовы ко второму.
Это дает больше возможностей и полномочий федеральному центру в части контроля за деятельностью регионов. И понятно, что с годами в регионах складываются определенные практики. Например, возьмем два соседних региона – Красноярский край и Иркутскую область. Вроде бы лес у них один – пограничный, но ситуации абсолютно разны с точки зрения незаконных рубок и пожарной ситуации. Все зависит от того, насколько регион использует полномочия, которые у него есть. А, может быть, дело вообще в тех практиках, которые исторически применяются на местах.
Поэтому необходимость обмена практиками, выявления лучших практик стала очевидной. И неудивительно, что инициатива Национального лесного форума исходит именно от Госдумы – все, в конце концов, упирается в законодательство. И нам очень важно выявить эти практики, чтобы закрепить их именно на законодательном уровне, чтобы это было правилом для всех.
- Возможно ли в России внедрение и использование принципов «безотходности»?
– У нас одна из серьезнейших проблем – это межотраслевое взаимодействие: каждый отвечает за свое направление, а в целом результат странный. Но мы отвечаем перед нашими избирателями и вообще перед всей страной, и нам важен конечный результат. Потому что депутат не может придти к своему избирателю и сказать: «Я вот занимался только таким законопроектом. Претензии есть? Нет». Людей волнует результат, а не какие-то бюрократические хитросплетения.
Поэтому тема использования леса как национального богатства исключительно остра. Например, сейчас в городе Усть-Куте Иркутской области проводится эксперимент. Годами отходы от лесной промышленности скапливались на незаконных свалках, и теперь это все дымит годами и горит. При этом за тысячу километров поставляется уголь из Красноярского края для того, чтобы его сжигать в котельных, и чтобы жители Уста-Кута получали тепло. Глупость? Наверное, глупость. Исторически, может быть, так сложилось. Но это не значит, что мы должны поддерживать эту странную традицию. Сейчас подписано соглашение, и в Усть-Куте будет построена новая котельная, которая будет полностью работать на отходах лесной промышленности.
- ГЧП может способствовать совершенствованию экономики лесных отношений? И вообще запуганный бюрократией бизнес решается вступать в долгосрочные партнерские отношения с государством?
– Развитие государственно-частного партнерства исключительно важно, если мы хотим поддержать и выделить наши лесопользовательские отрасли для того, чтобы там оставались добросовестные частники. Очень часто понятие добросовестности подменяется формальным исполнением каких-то обязательств. Скажем, если арендатор лесного участка платит вовремя арендную плату, он уже является добросовестным. Но ведь этого мало. Пользовательская сфера подразумевает очень много факторов добросовестности. Тут и обеспечение возобновляемости ресурсов, сохранение экологии, обеспечение и бережное использование добываемых ресурсов. Формат ГЧП дает возможность в соглашении прописать обязательства сторон – как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. И движение в сторону ГЧП в природопользовательской сфере началось.
Я считаю, что за форматом ГЧП в этой сфере будущее. Это нужно для того, чтобы со стороны бизнеса не было паразитического отношения к ресурсам страны, чтобы это было бережное отношение к пользованию и приумножению наших национальных богатств.
- Как оцениваете уровень взаимодействия органов власти и научного сообщества? Что нужно, чтобы коммуникации стали более тесными и эффективными?
– Я столкнулся с тем, что необходимые коммуникации между бизнесом и наукой в лесной сфере нарушены. В разных сегментах. В лесной отрасли существует кадровая проблема. В то же время вузы говорят, что от компаний нет заказов. Их сажаешь друг напротив друга, и выясняется, что они уже давно искали этого общения. Я проехал целый ряд вузов, связанных с лесной тематикой, и понял, что есть совершенно потрясающие технологии, которые позволяют решить проблемы учета леса, борьбы с незаконными рубками, оборота древесины. Скажем, в университете в Братске есть лесопромышленный факультет, и ребята там учатся на базе новых технологий. Созданные ими технологии позволяют восстановить историю целого леса, и идентифицировать любую часть дерева, выяснить, откуда оно происходит.
На площадке Национального лесного форума необходимо дать ученым возможность высказаться, потому что востребованность новых технологий все больше ощущается. Бизнес и государство на уровне лесхоза заинтересованы во внедрении новых технологий, которые делают лесную сферу прозрачной и подотчетной. Шаги к этому на законодательном уровне уже предприняты: теперь регионы обязаны публиковать всю информацию о своих лесах. Роскосмос имеет возможность создавать банк данных космических снимков. Это означает, что на любом участке на любой территории мы можем увидеть ретроспективу изменений с помощью космических снимков: были вырубки или нет, был пожар или нет и так далее.
Источник: fedpress.ru