Перестроить всю систему

Правительство и губернатор Иркутской области решительно меняют схему управления регионом и готовятся к муниципальной реформе.

Губернатор переписал полномочия замов

В ближайшие дни губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко может подписать распоряжение о перераспределении полномочий между своими заместителями. 15 апреля об этом рассказал в ходе пресс-конференции заместитель губернатора Виктор Игнатенко.

По словам Виктора Игнатенко, необходимость в подписании документа обусловлена тем, что предыдущая схема распределения полномочий была оформлена в мае 2013 года. За прошедший год произошли и кадровые перестановки, и существенные изменения в структуре правительства. Сам Виктор Игнатенко на следующий день после пресс-конференции был утвержден в должности первого заместителя председателя правительства области. Ранее, с 5 февраля, пост одного из двух первых зампредов освободился после увольнения Владимира Пашкова. Должность еще одного первого заместителя главы регионального правительства занимает Николай Слободчиков.

Предполагается, что в должности первого заместителя главы правительства Виктор Игнатенко будет курировать подготовку ежегодного послания губернатора Законодательному собранию и ход исполнения положений послания, а также административную реформу исполнительной власти. В сфере его внимания окажется работа с Законодательным собранием (в том числе работа полномочного представителя губернатора в ЗС), правовое обеспечение работы губернатора и формирование антикоррупционной политики областного правительства. Новый первый заместитель возьмет на себя проблему контрактной системы, государственного финансового контроля и участия области в высшем профессиональном образовании. Этот же чиновник должен будет обеспечить все стороны функционирования мировых судей, нотариальных контор и адвокатов в труднодоступных местностях.

Помимо этого, и без того уже немалого, круга обязанностей, первые заместители будут курировать работу «обычных» заместителей губернатора и председателя правительства. Виктор Игнатенко будет работать с Екатериной Мохкамовой по вопросам финансового контроля; с Ларисой Забродской — по вопросам охраны природы, использования природных ресурсов, функционирования сельского хозяйства и участия области в федеральных целевых программах; с Анатолием Прокопьевым – по проблемам развития Усть-Ордынского Бурятского округа.

Растет список областных министерств

В правительстве Иркутской области подготовлен проект распоряжения губернатора о создании министерства юстиции Иркутской области. Работу по формированию нового ведомства возьмет на себя Виктор Игнатенко, уже отвечающий за координацию работы главного правового управления губернатора и правительства, службы государственного финансового контроля и департамента по обеспечению деятельности мировых судей.

— Это будет первый шаг формирования министерства юстиции Иркутской области, — пояснил Виктор Игнатенко. — Через десять дней будет подписан указ о формировании министерства, потом будет назначен министр, и полностью министерство начнет работать в октябре—ноябре. Поставлена задача: бюджет нового министерства не должен быть ни на рубль больше, чем бюджет ведомств, которые в него войдут.

Министерство будет создано на базе департамента мировых судей, позже в него вольется главное правовое управление и так далее. В итоге на министерство будет возложено исполнение более 100 функций, в том числе 30 новых, не реализованных в нынешнем составе правительства.

Уставной суд сформируют к 2015 году

На майской сессии Законодательного собрания правительство области представит последние поправки в Устав области, которые узаконят существование Уставного суда области. Первые поправки уже были внесены и приняты в первом чтении в марте, в настоящее время идет научная экспертиза и обсуждение поправок. Окончательный текст закона об учреждении Уставного суда уже готов и будет внесен на рассмотрение депутатов после того, как вступят в силу поправки в Устав, то есть не менее чем через десять дней после опубликования новой редакции Устава.

Параллельно идет работа над внесением поправок в областной закон о государственных должностях, так как в области появляются новые должности — председатель Уставного суда, его заместитель и судьи Уставного суда. Готовится и финансово-экономическое обоснование деятельности Уставного суда: по первой оценке, расходы составят 28—30 млн рублей. Поскольку расходы на деятельность суда планируется включить в бюджет 2015 года, работа нового ведомства начнется не ранее нового года.

— Сейчас в Российской Федерации работают 17 региональных Уставных судов, — прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Виктор Игнатенко. — В нашем суде будет пять судей, это позволяет иметь квалифицированный кворум (три судьи), а самим судьям будет проще обмениваться опытом при рассмотрении сложных дел. В большинстве работающих судов судей именно пять, кое-где больше, но в основном именно так. Аппарат суда составит не более 10—15 человек.

Как рассказал Виктор Игнатенко, в среднем Уставные суды рассматривают 20—25 дел в год, и этого вполне достаточно, чтобы полностью окупить их существование на годы вперед. Так, например, Уставная палата, которая некогда работала в Иркутской области, в 2008 году сумела предотвратить сделку по отчуждению областного пакета акций нефтегазовой компании, которые по нынешнему курсу стоят около 3 млрд рублей. Уставная палата была эффективна, но ее решения носили рекомендательный характер — в отличие от суда, решения которого обязательны для всех, и неисполнение карается по закону. Если решение суда не исполнит муниципальный орган власти, он может быть расформирован, если губернатор — его могут отставить от должности и даже судить.

— Уставной суд не будет судить людей, там не будет скамьи подсудимых, — отметил Виктор Игнатенко, — он будет проверять соответствие правовых актов — губернатора, правительства и муниципальной власти — Уставу Иркутской области. Суды общей юрисдикции тоже рассматривают дела о соответствии нормативно-правовых актов законодательству, но они берут федеральное законодательство. Уставные суды в Калининграде и Екатеринбурге, например, работают активно, а в Челябинской области за два года — три дела.

Шире круг истцов, короче список контор

В соседней Республике Бурятия работа конституционного суда вообще приостановлена, но тут, как считает Виктор Игнатенко, виноваты сами авторы закона о суде: они так сформулировали список структур, имеющих право обратиться в суд, что суд оказался недогружен. В Иркутской области был применен иной подход: любой гражданин, если он считает, что его права нарушены, сможет напрямую обратиться в суд без всяких посредников. Такое же право получат все общественные объединения, органы местного самоуправления, группы депутатов и главы местного самоуправления, губернатор, каждый отдельный депутат Законодательного собрания. Правда, если в иске будет идти речь о толковании Устава, то здесь список истцов сузится до трех пунктов: депутаты, губернатор и Законодательное собрание.

Одновременно в законе об Уставном суде будет исправлена ранняя недоработка областного законодательства. Сейчас никто из трех уполномоченных по правам — человека, ребенка и предпринимателей — не имеет права обращаться в суд; по новому закону это смогут сделать все три. Это будет «конкретный правовой инструментарий», которым они смогут пользоваться в своей работе, и если возьмут пример с коллег из Свердловской области, Уставному суду без работы сидеть не придется.

Виктор Игнатенко полагает, что многие дела будут касаться коррупционной тематики. По данным областной прокуратуры, в 2013 году было выявлено 984 нормативных акта с признаками коррупции. И это после того, как каждый из этих актов прошел предварительную антикоррупционную экспертизу. Особую тревогу вызывают нормативные акты муниципальных образований: и в силу того, что их очень много (в области около 450 муниципальных образований разных размеров и уровней), и в силу невысокой компетенции работников. В Иркутской области, помимо этого, за последние годы создано более 500 областных государственных учреждений. Внутренние документы и деятельность этих ведомств, по мнению Виктора Игнатенко, нужно проверять непрерывно, а количество этих учреждений сокращать — или путем ликвидации, или путем укрупнения.

— Все госучреждения пройдут через фильтр аккредитации, — заявил Виктор Игнатенко. — Когда эта система будет работать и каждый руководитель будет знать, что раз в три года он проходит тотальную систему финансового контроля и проверку уставных документов, никаких неправильных закупок уже не будет. Мы сейчас создаем систему аккредитации и рассматриваем список учреждений, которые нужно укрупнить. В ряде случаев учреждения нужно создавать, такое тоже возможно.

В ближайшее время в области будет разработана и программа противодействия коррупции. В прошлом, рассказал Виктор Игнатенко, чиновники саботировали работу над этой программой, утверждая, что ее разработка и исполнение потребуют больших финансовых расходов. В действительности есть целый список мер, которые не потребуют никаких расходов, — например, постоянный мониторинг исполнения законов о декларировании чиновниками и госслужащими своих доходов. В ряде случаев люди, обязанные публиковать декларации, обставляют это такими препятствиями, что с полным списком чиновников и всеми декларациями ознакомиться невозможно.

Муниципальная реформа, полная и беспощадная

15 апреля Государственная дума Российской Федерации рассмотрела и поддержала в первом чтении поправки в закон 131-ФЗ «Об основах организации местного самоуправления». Детали реформы пока не очень понимают даже многоопытные юристы, потому что в процессе обсуждения предварительных параметров реформы менялись оценки, детали и целые блоки. Предварительно, отметил Виктор Игнатенко, Иркутск и Братск могут быть разделены на городские районы — с собственной думой, бюджетом и главой, которого депутаты будут выбирать из своего круга. В Иркутске районов может быть четыре или пять, причем границы могут не совпадать с привычными: многое будет зависеть от плотности населения, от чего, в свою очередь, зависит и количество депутатов в местной думе.

— Мы подготовили свой проект областного закона и находимся в постоянной готовности скорректировать его в зависимости от решений Государственной думы, — рассказал Виктор Игнатенко. — Вполне возможно, что в июне нам придется проводить две сессии Законодательного собрания, чтобы успеть принять закон и провести выборы в Иркутске и Братске по новым правилам. Может быть, что сохранятся прямые выборы глав местных администраций. Надеюсь, что будут грамотные переходные положения.

Борис Самойлов, "Байкальские вести"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ