Виктор Толоконский: Губернатор задает тренд

Полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский встретился с иркутскими журналистами и ответил на вопросы, касающиеся первостепенных задач по развитию экономики и социальной сферы.

– Виктор Александрович, задача по ликвидации очереди в детские сады решается, но теперь нужны и школы. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию сказал о необходимости оценить масштаб этой проблемы и решить ее. В частности, речь шла о строительстве комплексов «школа-детсад». Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в послании Законодательному Собранию региона отметил, что объемы строительства школ нужно увеличить и возводить не по три-четыре объекта в год, а по 10–15. Как этот вопрос решается в других субъектах СФО? Есть ли опыт, который можно распространять?

– Во всех регионах стоит задача по обновлению инфраструктуры сферы образования. Нужны и детские сады, и школы, и целые образовательные комплексы, особенно в новых микрорайонах. Чтобы обеспечить всех детей необходимыми услугами, важно использовать различные механизмы. К примеру, наверное, требуется отложить переход школ на односменную работу. При этом важно при организации образовательного процесса в две смены не снизить качество обучения. Иркутская область сейчас идет по правильному пути, задачи решаются масштабно, и опыт по быстрому возведению зданий уже можно передавать другим регионам. Есть также территории, где строят сразу большие, трехэтажные детсады, или увеличивают этажность при реконструкции, и это тоже интересная практика. Можно возводить и пристрои к школам для начальных классов либо детсадовских групп, что позволит решить поставленную задачу за меньшие деньги, и дальнейшее обслуживание таких учреждений также обойдется дешевле.

– Глава Приангарья Сергей Ерощенко подписал распоряжение, запрещающее увеличивать штат госслужащих. У нас действительно так много чиновников?

– Таким решением губернатор задает некий тренд. Безусловно, численность работников органов власти должна сокращаться. У госструктур немало излишних функций, которые можно передать саморегулируемым организациям, общественным формированиям. Я противник структур, которые не уполномочены принимать решения, а просто что-то курируют, сопровождают. Кроме того, нередко органы власти и управления дублируют друг друга. Также нам предстоит серьезно обновить законодательство о местном самоуправлении. В последнее время было принято очень много решений по централизации полномочий, функций стало меньше, а численность органов муниципальной власти нигде не сокращалась.

– Президент в послании верхней палате парламента говорил о моногородах и отметил, что там есть вся необходимая инфраструктура, следует только продумать, какие нужно создать условия, чтобы бизнес шел в такие города и видел там реальную выгоду. Есть ли уже конкретная практика по решению этой задачи или необходимо вновь разрабатывать программы, принимать законы?

– Основная проблема моногородов в том, что это территории удаленные, автономные. Допустим, Ангарск причислить к данной категории нельзя, а вот Байкальск можно. Для Иркутской области эта тема очень актуальна – здесь целый ряд таких населенных пунктов. Важно отметить преимущества моногородов: энергетическая инфраструктура, наличие квалифицированных кадров. Поэтому можно рассматривать варианты размещения в этих территориях каких-то энергоемких производств. Создать в моногороде условия для развития малого бизнеса – это упрощенный подход. Малый бизнес не сам для себя работает, а обслуживает население, у которого должны быть доходы. Государство, понимая сложность проблемы, выделяет средства на то, чтобы модернизировать инфраструктуру моногородов и привлечь инвесторов. Получить средства можно при наличии программы и точного плана действий.

Также сейчас большая работа предстоит по введению льготных налоговых режимов. Федеральный закон принят. В Иркутской области инвесторы могут получать льготы по налогам на прибыль, землю, имущество, добычу полезных ископаемых.

– В настоящее время многие регионы столкнулись с проблемой роста государственного долга. Как они собираются выходить из этой ситуации?

– Сегодня наиболее проблемными в этом плане территориями являются Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край, Хакасия. Сбалансированная ситуация наблюдается в Иркутской области, Алтайском крае, небольших дотационных регионах. Губительно, когда бюджет принят с дефицитом, и неизвестно как его покрыть. Это происходит сегодня в Новосибирской области. В Иркутской области более адекватная бюджетная политика.

Стоит также отметить, что если в Приангарье могут дать льготы предприятиям, рассчитывая на возврат вложений и дополнительные доходы, то где-то просто «проедают» средства.

– Глава государства заявил, что до 1 июля 2014 года нужно определить, где будут созданы территории опережающего экономического развития. Уже идет борьба за эти зоны среди регионов Сибири и Дальнего Востока, и у кого больше шансов?

– Пока борьбы нет. И хотелось бы, чтобы это был не конкурс, а право субъекта Федерации создавать такие территории. По большому счету, Иркутская область вся является зоной опережающего развития. Когда начнут действовать специальные налоговые режимы, мы это увидим воочию.    


Юлия Улыбина / Источник Областная газета


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ