Развитие и перспективы киберспорта в России и, в частности, в российской системе высшего образования, стали темой лектория и сессионной панели в рамках крупнейших международных студенческих киберспортивных соревнований «Битва за науку». Мероприятие, прошедшее в Год науки и технологий, объявленный президентом Владимиром Путиным, завершилось 15 декабря в Москве. Приглашенными спикерами стали директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ, координатор проекта Н.А.У.К.А Вячеслав Гойко и председатель совета Университетского консорциума исследователей больших данных, профессор ТГУ и университета штата Орегон (США) Михаил Мягков.
Выступление Вячеслава Гойко было посвящено использованию элементов киберспорта в образовании. В 2016 году, когда ТГУ стал одним из лидеров Проекта 5-100, университет сделал ставку на большие данные и создал Центр прикладного анализа больших данных. Киберспорт стал колоссальным источником данных для исследований и использования этих данных в образовании.
В августе 2021 года по инициативе ТГУ при поддержке Университетского консорциума исследователей больших данных (41 вуз) была учреждена Национальная ассоциация университетского киберспорта – Н.А.У.К.А. На сегодняшний день в нее входят уже 62 российских университета. Индустриальным партнером стала крупнейшая в России сеть киберспортивных клубов компании Colizeum.
Одна из целей ассоциации – создание Университетской лиги для киберспортивных команд и организация соревнований между ними. Так, в ближайшую субботу, 18 декабря, в Томске пройдет финал первого турнира Университетской лиги по игре Counter Strike. Играть в финале будут студенческие команды Кемеровского и Тюменского госуниверситетов, наблюдать за матчем в прямом эфире можно будет на каналах https://www.twitch.tv/nauka_Tv и https://www.twitch.tv/nauka_Tv2.
Гойко Image 2021-12-16 at 16.51.54.jpeg
Следующая задача НАУКИ – открытие первого прототипа университетского киберкласса на 29 машин. Это событие запланировано в ТГУ на январь 2022 года.
– Это будет некий клуб, в котором студенты смогут проводить часть занятий. Сейчас 22 университета подтвердили открытие подобных классов у себя, некоторые готовы финансировать эту историю. И мы считаем, что если через наши классы будут проходить десятки тысяч студентов и некоторые элементы киберспорта использовать в учебном процессе, получится не только подготовка кадров для киберспорта. Огромное количество исследований доказывают, что игры при «правильном использовании» могут повысить креативность и стрессоустойчивость, улучшить аналитическое мышление, – рассказал на лектории Вячеслав Гойко.
Одно из подразделений ТГУ – Высшая IT-школа (HITs) – уже использует Minecraft и другие компьютерные игры для решения проблемы командообразования, свойственной для айтишников.
Но и непосредственно для киберспорта решение кадровой проблемы необходимо. Так, всем компаниям – разработчикам игр требуются историки, которые могли бы давать консультации для создания той или иной игры – какая амуниция должна быть у солдат Второй мировой войны, как должен выглядеть танк у той или иной армии и прочее. Отдельная тема – дефицит тренеров, которые могли бы грамотно подготовить киберкоманду. Одна из задумок НАУКИ – в следующем году запустить пилотную программу по подготовке таких тренеров для университетских команд.
– Мы с нашими партнерами хотим попробовать – и призываем к этому другие вузы – разработать новые образовательные программы. Университетам это интересно, думаю, в ближайшем будущем мы получим первый результат, – сообщил Вячеслав Гойко.
О брендах вузовских киберкоманд на примере американского университетского спорта рассказал председатель совета Университетского консорциума исследователей больших данных Михаил Мягков.
Мягков Image 2021-12-16 at 16.51.51.jpeg
В Америке, отметил он, много примеров того, что на университетском спорте построен колоссальный бизнес, который помогает вузам зарабатывать большую часть своего бюджета. Кроме того, из спорта там сделали механизм привлечения талантливых и одаренных абитуриентов, поскольку университетский спорт влияет на бренд университета, повышает его ценность в глазах выпускников. Последние, наблюдая за успехами киберкоманд своей альма-матер, готовы перечислять пожертвования в университетские фонды целевого капитала. Так, известный американский бизнесмен, один из основателей компании Nike Фил Найт перевел Орегонскому университету уже порядка двух миллиардов долларов.
– Если помочь тем инициативам по развитию киберспорта, которые исходят от правительства РФ, лечь в правильное русло и правильно их организовать, это, как мне кажется, будет первым примером в российской среде высшего образования, где один из видов спорта может стать объединяющим и направляющим звеном для развития системы университетского спорта в стране в целом. Тогда спорт будет приносить деньги, нравиться абитуриентам, студентам, выпускникам. Потому что среди них – поколения, которые выросли на компьютерных играх, – высказал свою точку зрения Михаил Мягков.
Кроме того, развитие киберспорта в вузах, заметил Мягков, может хотя бы частично решить проблему оттока талантливых абитуриентов в столичные вузы. Если в университетах родного региона будут успешно зарекомендовавшие себя киберкоманды, нравящиеся абитуриентам, это может повлиять на их выбор вуза.
Также киберспорт может улучшить и позиции университетов в международных отношениях – соревнования с командами зарубежных вузов будут привлекать в Россию иностранных абитуриентов, что соответствует задачам, поставленным перед университетами правительством РФ.