Миссия "расколпашить": Сергей Ивасюк нашел очередную жертву

Около месяца назад в криминальных сводках Иркутска появилась знакомая в определенных кругах фамилия – Сергей Ивасюк. Человек, не раз попадавший в поле зрения правоохранительных органов, нынче сам оказался потерпевшим. Согласно заявлению Ивасюка, его избили, ранили из травматического пистолета, похитили, поместили в клетку. В общем, обошлись крайне негуманно. Этот инцидент сам Сергей Ивасюк и люди из его окружения связали с событиями вокруг крупной строительной компании ЗАО "Мостострой-9", находящейся сейчас в процедуре конкурсного управления. Однако, как считают специалисты, в каком то смысле произошедшее с Ивасюком стало закономерным итогом его карьеры. 

Бурная молодость 

Молодые годы Сергея Дмитриевича Ивасюка были достаточно бурными. В августе 2000 года он был задержан в собственной квартире в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ч.2 ст. 158 УК ("Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору"). В ходе обыска правоохранители нашли 131 патрон. От кого собирался отстреливаться Ивасюк неизвестно, но уголовное дело за незаконный оборот оружия и боеприпасов возбудили.

Менее чем через два года, в июле 2002, сотрудники ОБЭП УВД города Иркутска задержали конкурсного управляющего Негосударственного Пенсионного Фонда "Байкал" Сергея Ивасюка. Согласно материалам дела, Ивасюк "использовал свои полномочия вопреки законным интересам фонда и кредиторов, злоупотребил полномочиями и допустил отчуждение имущества и денежных средств".

- Логика работы конкурсного управляющего достаточно очевидна, - говорит Ильдус Галяутдинов, занявшийся делами НПФ "Байкал" после Ивасюка. – Она должна сводиться к попыткам спасти само предприятие, чтобы инвесторы получили вложенные средства плюс дивиденды. Необходимо найти схемы, которые смогли бы вывести предприятие из кризисного состояния. Ивасюк, с моей точки зрения, этим вопросом совершенно не занимался. Он тянул резину, не совершая те ходы, которые, что называется, лежали на поверхности. Сознательно он поступал так, в чьих-то интересах, или от отсутствия профессионализма? Судить сложно. У меня, конечно, есть свои предположения, но доказать я их не смогу. 

Ильдус Галяутдинов уверен, что если бы конкурсный управляющий привлек к ответственности учредителей фонда, можно было спасти средства вкладчиков, основную долю которых составляли пенсионеры. Но Ивасюк этого не сделал. Более того, он "не забыл" вывести из НПФ "Байкал" даже те, прямо скажем, небогатые ресурсы, которые на момент его прихода были. Исчезло имущество, акции АНХК, а также вся документация. 

- Приезжаю на прием документов, - рассказывает Ильдус Галяутдинов, - а Ивасюк говорит: "У меня их украли. Они были в подвале, воры вскрыли, утащили папки, возбуждено уголовное дело". Я затребовал акт, но так его и не получил.

По мнению Ильдус Галяутдинова, в истории с НПФ "Байкал" просматривается попытка прикрыть неблаговидные дела руководства Фонда. 

- Многое в этом деле было неслучайно – и выбор именно этого управляющего, и та позиция, которую он занимал, - уверен Ильдус Галяутдинов. 

"Акционеров тупо развели"

Спустя пять лет Ивасюк объявился в статусе конкурсного управляющего в Киренске, где в 2007 году было признано банкротом ОАО "Киренский речной порт". Внезапно на Лене исчезли пассажирские суда, знаменитые корабли типа "Полесье", которые были визитной карточкой северных речных перевозок. На реке остался только пассажирский флот Усть-Кута. Местные грузовые перевозки прекратились совсем. 

– Я не стал бы сейчас давать оценок относительно причин, повлекших банкротство Киренского речного порта, – говорит Сергей Ивченко, бывший генеральный директор еще одного речного предприятия Киренска – Алексеевской РЭБ флота, ныне депутат районной думы. – Если бы им дали рассрочку по платежам, они бы, конечно, рассчитались. Но этого сделано не было во многом из-за действий внешнего управляющего. В итоге, конкурсный управляющий Сергей Ивасюк полностью захватил все имущество данного предприятия за три копейки. И тут же перепродал за сумму в десятки раз большую.

– Речной порт планово растащили по кускам, а потом обанкротили, – считает Владимир Кузаков, бывший сотрудник ОАО "Киренский речной порт", один из акционеров предприятия. – Всех акционеров тупо развели. Они до сих пор пытаются судиться с руководством КРП, с государством, ищут конкурсного управляющего – деньги-то где наши? А денег нет. Кто-то хорошо "наварился" на этом деле. 

– Это был классический рейдерский захват предприятия, – уверен генеральный директор ОАО "Киренский речной порт" Александр Чигряй. – Я считаю, что именно это и называется преступным бизнесом. Купить любыми путями какой-то должок – вшивенький, дохленький, потом приходить к конкурсному управлению и начинать мозг выносить. Если честно, я уже устал на эту тему говорить.

Фактически, после скупки долгов речпорта и получения контроля над предприятием, команда Ивасюка стала за бесценок распродавать имущество стоимостью более 100 миллионов рублей компаньонам Ивасюка, а затем после различных операций имущество продавалось покупателям по рыночным ценам. Так, 2011 году часть имущества ОАО "Киренский речной порт" была продана номинальному покупателю всего за 7 миллионов рублей, а через два года за это же имущество покупатель из Усть-Кута выложил Ивасюку 51 миллион рублей. Прибыль рейдеров составила 44 миллиона рублей или порядка полутора миллионов долларов в ценах 2013 года. 

Скандал в Тайшете

В 2010 году Сергей Ивасюк скандально засветился уже в Тайшете, где он трудился арбитражным управляющим Тайшетского ЛПХ. Долгое время он водил Федеральную налоговую службу и суды за нос, предоставляя информацию о наличии у должника недвижимого имущества. Кроме того, предприимчивый ликвидатор списал со счетов бухгалтерского учёта ГП "Тайшетский леспромхоз" автомашины КрАЗ-255Б, ЗИЛ-131 АЦ-4 на сумму 365 тысяч рублей, причинив тем самым убытки кредитору. 

Итог закономерен. По решению Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2010 года, с Сергея Ивасюка в пользу ФНС было взыскано 665 тысяч рублей.

По старой схеме

В настоящее время в зону интересов Сергея Ивасюка попало ЗАО "Мостострой-9". Организация строила мосты на западном участке Байкало-Амурской магистрали, пока молодая команда управленцев во главе с Андреем Микуляком, бывшим главой Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и депутатом областного парламента, не наделала долгов и не привела к банкротству предприятия.

По словам экспертов, Сергей Ивасюк, возглавляющий консалтинговую группу "Perpetuum", действует по старой, годами проверенной схеме. Сначала идет плотная работа с кредиторами предприятия. Долги или выкупаются, или переходят в доверительное управление. Все это делается с целью сформировать пул лояльных кредиторов, через него назначить своего карманного конкурсного управляющего и вывести активы "Мостостроя" на счета аффилированных структур. 

Стиль работы этой команды становится хорошо понятен после знакомства с некоторыми аудиозаписями, которые попали в наше распоряжение. На одной из них с кредитором мостостроителей беседует Юлия Юрьевна Серебрянникова, подчиненная Ивасюка по консалтинговой группе, и директор ООО "Аляска Плюс", которому должен "Мостострой-9". Директора убеждают, что ситуация у должника "аховая", а его компания - одна из десятков кредиторов, требования которых будут удовлетворятся в последнюю очередь и в объеме 10-15 %%. После столь впечатляющего вступления Юлия Юрьевна предлагает приобрести задолженность за 40% от суммы долга. 

Деньги и оргазм

Герой второй аудиозаписи – уже сам Сергей Дмитриевич Ивасюк. Он беседует по телефону с представителем братского филиала крупной компании по продаже металлопродукции. Судя по всему, у собеседников весьма доверительные отношения, поскольку в процессе разговора Ивасюк позволяет себе достаточно откровенные вещи:

- Моя задача – расколпашить их, – говорит директор консалтинговой группы, юрист и конкурсный управляющий со стажем Сергей Ивасюк.

- Смысл расколпашить? – удивляется собеседник. -- Деньги надо достать, вот основной смысл. 

- У меня два смысла. Номер раз: денег побольше. Смысл номер два: наказать товарища Галандина (нынешний конкурсный управляющий «Мостостроя-9» - авт.). И оргазм, и деньги получить планирую.

Оргазм, о котором так мечтал Сергей Дмитриевич, он, похоже, уже получил. Конфликт вокруг ситуации с "Мостостроем-9" вышел в "серую зону" на грани нарушения закона. Люди, которые стараются спасти бамовское предприятие, решились, безусловно, на очень необдуманный шаг. Они пошли на открытый диалог с Ивасюком. Во время встречи, которая в какой-то момент стала носить напряженный характер, Ивасюк получил ранение в ногу из "травмата". До приезда врачей "принимающая сторона", по ее версии, закрыла гражданина в складском помещении. Сам Ивасюк заявил о своем похищении и вскоре после "освобождения" бодро давал комментарии в областных СМИ. Правоохранительные органы проводят расследование по факту произошедшего и пока особо не комментируют спор "хозяйствующих субъектов", принявший необычный характер.

Что же касается самого ЗАО "Мостострой-9", то его судьба теперь в руках кредиторов. Они могут поддаться на уговоры и обещания "быстрых денег" от рейдерской команды Ивасюка, но в меньшем объеме, а могут помочь сохранить предприятие и получить, в конечном счете, свои деньги в полном объеме. На российские законы, которые позволяют десятки лет спокойно существовать рейдерам, разоряющим отечественные предприятия, надежды мало. 

Андрей Литвинов

P.S. Пока готовился этот материал, в следственные органы поступило официальное заявление от Андрея Микуляка, бывшего генерального директора ЗАО "Мостострой-9", о том, что С.Д. Ивасюк является его юристом.

Продолжение следует...



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ