Продукт особого назначения

В условиях непростой экономической ситуации развитие внутреннего туризма приобретает всё большую актуальность. Сегодня наблюдается тенденция перераспределения потоков и снижения спроса на выездной туризм. Всё это даёт хорошую фору для развития российских здравниц и особых экономических зон, как федерального, так и локального значения. В этой связи «БП» решил ещё раз посмотреть, каковы перспективы нашего национального турпродукта и какие проблемы необходимо решить, чтобы туризм Бурятии был востребован не только в России, но и за рубежом. Мы возвращаемся к круглому столу, проходившему в республике в рамках БЭФа, где обсуждались новые стратегические инициативы как способ развития внутреннего туризма.

И всё-таки оно существует…

В России принят новый план антикризисных мер, согласно которому государство особое внимание уделяет развитию внутреннего туризма как перспективному сектору экономики с точки зрения наращивания внутреннего спроса, активизации предпринимательской деятельности и инвестиционной активности.

В 2008 году внутренний поток в России составил 300,3 млн. человек, что на 6% выше показателей 2007 года. «Это очень весомая цифра, и хотелось бы в 2009 году удержать её на том же уровне», – заявил Анатолий ЯРОЧКИН, глава Ростуризма.

Рост турпотока влечёт за собой необходимость совершенствования объектов гостеприимства. По данным Федерального агентства по туризму, в прошлом году в стране было введено в эксплуатацию 600 гостиниц, пансионатов и кемпингов на 44 тыс. мест.

В целом, доля туристской индустрии страны составляет 2,3% ВВП. При этом более 6% экономически активного населения занято в сфере индустрии гостеприимства и турбизнесе.

По мнению главы ведомства, дальнейшему развитию внутреннего туризма будут способствовать внесённые в декабре прошлого года поправки в 131 Федеральный закон. Напомним, они предоставили главам муниципальных образований полномочия по созданию условий для развития туризма на своих территориях. Это означает, что МО смогут привлекать инвестиции, консолидировать бюджеты, дополнительную возможность для развития получит и малый и средний бизнес.

«Я был в Шотландии и ездил на озеро Лох-Несс. Оно совсем небольшое, где ж оно там плавает, это чудище, я не знаю. Но каждый, кто там живёт, доказывал мне, что оно действительно существует. Кажется, они и сами в это верят. Говорят, недавно Лох-Несси спасла мальчика, который там чуть в воде не утонул. И на всём, начиная от открыток, флажков и маек, куют деньги – порядка 90% своего графского бюджета. Конечно, умно. А нам даже придумывать ничего не надо. К берегу Байкала подвёл человека, тот рот открыл и долго не может его закрыть», – говорит Владимир ЖИДКИХ, председатель Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и туризма.

Отдых по ГОСТу

Туризм, как системообразующая отрасль российской экономики, стартует сегодня практически во всех регионах страны. Об этом заявил Владимир Жидких.

«Мы – лоббисты внутреннего туризма. Мы готовы сделать всё, чтобы максимально обеспечить желание граждан страны вместе с друзьями, родителями, жёнами, детьми и своими будущими половинками отдыхать в России, на великом озере Байкал, на Алтае, на Камчатке, в Краснодарском крае, в Ставрополе.

У наших граждан есть желание на один месяц в году отключиться от всего и потратить заработанные деньги на получение положительных эмоций, на приведение своего тела в рабочее физическое состояние, на общение с родными. На то, чтобы у нации было хорошее настроение.
Мы с вами счастливые люди, потом что стоим в самом начале пути, и нам очень много предстоит сделать. Первое, что мы хотели бы сделать при поддержке парламентов российских регионов – внести изменений в ФЗ № 184. Потому что на сегодняшний день у субъектов нет ни права, ни фактической возможности заниматься развитием внутреннего туризма и, соответственно, планировать расходы, получать субвенции на реализацию своих программ», – добавил он.

Россия занимает пятое место в мире по числу природных объектов и девятое по культурному наследию. Богатство традиций многонациональных народов, населяющих страну, и их культур позволит нам успешно развивать фактически все виды туризма, уверен Игорь ЕРЁМИН, заместитель директора Департамента туристической деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта и туризма страны.
«Для создания условий качественного отдыха наших граждан требуется чёткая государственная политика по развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций и совершенствование нормативной базы, повышению уровня обслуживания и формирования позитивного имиджа России, как страны, благоприятной для туризма», – сказал он.
И добавил – сегодня министерство работает над подготовкой пяти национальных стандартов (ГОСТов) по туристско-рекреационному обслуживанию и разработке концепции программы развития въездного и внутреннего туризма. Предполагается, что концепция будет готова уже в ноябре. На развитие всей туристской отрасли в регионах страны планируется направить не менее 100 млрд. рублей.

«Наши курорты должны быть мирового класса. Мы настраиваем наших инвесторов, чтобы они строили качественно новые объекты, чтобы россияне отдыхали в своей стране на том же уровне и даже лучше, чем за рубежом», – говорит Дмитрий ФЕДОТКИН, замруководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ.

В целях безопасного отдыха наших туристов на зарубежных курортах и одновременного продвижения российского турпродукта принято решение об открытии российских представительств в Китае, Турции и Египте.
Ерёмин посоветовал регионам перенимать положительный опыт своих коллег. И привёл в качестве такого примера работу Санкт-Петербургских call-центров, «ангелов», работающих с туристами на улицах города и подразделений ГУВД – специального полка по работе с туристами.
Туризм становится модной темой. Мы начинаем искать ресурсы нации. И потому основные государственные ресурсы сегодня нужно направлять не в инфраструктуру, а в человека. Отдохнувший, посвежевший, нашедший гармонию с самим собой и окружающим миром гражданин России более устойчиво выдержит давление кризиса, считает Жидких.

За последние три года количество региональных программ по развитию туризма увеличилось в четыре раза. «Наконец-то мы дождались того времени, что о туризме заговорили все уровни власти. Регионы поняли, что туризм – это всерьёз и надолго», – говорит Геннадий ПИЛИПЕНКО, заместитель руководителя ФАТ.

Трансграничная перемычка

Наша республика расположена таким образом, что играет роль связующего звена между восточной и западной культурами. Она встроена во все межрегиональные и трансграничные туристские маршруты.

«Сегодня в Бурятии проводится последовательная политика, направленная на формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на востоке России. Статистические данные свидетельствуют о положительной динамике: первый квартал 2009 года мы закрыли с ростом в 14% к аналогичному периоду прошлого года.
Мы понимаем, что конкурентоспособность нашего продукта зависит от преобразований на региональном и муниципальном уровнях. Разработка новых продуктов осуществляется, прежде всего, путём развития ОЭЗ «Байкальская гавань». Именно статус федеральной площадки подстегнул развитие инициатив муниципальных образований и позволил вовлечь в оборот новые участки, неизвестные, но обладающие большим ресурсом», – говорит Людмила МАКСАНОВА, руководитель Республиканского агентства по туризму.

В июле правительство республики объявило конкурс на создание региональных зон экономического благоприятствования, во многих муниципальных образованиях уже определены земельные участки, подготовлены инвестиционные предложения по строительству объектов для круглогодичного отдыха, лечения, спорта и развлечения туристов.

Сформированы меры господдержки инвестиционных проектов по созданию туристской инфраструктуры. Особое внимание, по словам Людмилы Максановой, уделяется подготовке кадров. Сегодня, на условиях софинансирования из республиканского бюджета осуществляется подготовка первой группы стажёров в сфере гостиничного хозяйства. Они уже прошли обучение в Российской международной академии туризма и сегодня проходят стажировку в пятизвёздочных отелях Греции.
«Большая работа проводится по продвижению регионального турпродукта. Мы запустили новый сайт на пяти языках, сейчас готовится его корейская версия. Республика принимает участие в крупнейших международных выставках. Недавно были в Сеуле, провели work-shop в Красноярске, Новосибирске, Хабаровске, в сентябре планируем принять участие в выставке в Японии», – добавила она.

Совместно с регионами Дальнего Востока и Забайкалья проводится работа по развитию партнёрских программ, реализуемых под единым брендом «Восточное кольцо», что в перспективе должно способствовать расширению туристских обменов между территориями России и странами северо-восточной Азии.

«Бурятия принимает активное участие в развитии крупнейшего международного маршрута «Великий чайный путь». Республика сотрудничает с регионами так называемого «туристского пояса» – Краснодарским краем, Иркутской и Вологодской областями, Республикой Алтай и Алтайским краем, Республиками Карелия и Саха (Якутия), Пермским и Хабаровским краями. Уже два года подряд реализуется совместный межрегиональный проект «Визит сказочных героев в рамках празднования Сагаалгана».

Сегодня Бурятия как никогда привлекательна для инвестирования в сферу туризма. Правительство приглашает все заинтересованные компании к инвестированию в объекты туристской инфраструктуры. Со своей стороны, у нас законодательно закреплено инфраструктурное, информационное и организационное сопровождение проектов», – подытожила Людмила Максанова.

И почему люди не летают, как птицы?

Одна из основных проблем, тормозящих развитие туристической индустрии страны – высокие тарифы на авиа- и железнодорожные перевозки, которые серьёзно ограничивают возможность путешествия туристов по нашей стране. Участники круглого стола были солидарны: нужно обеспечивать приемлемые цены, безопасность и качество полетов и железнодорожных перевозок. Порядка 40% туристов прибывает сегодня в Байкальский регион железнодорожным транспортом.

Другие проблемы озвучил Геннадий Пилипенко: «В условиях кризиса сократился выезд туристов за границу. Настало время отдыхать в России. Три миллиона человек не поехали за рубеж, полтора из них поедут отдыхать по России. Нам нужен придорожный сервис, его почти нет.

Я бы хотел призвать регионы России: не жалейте денег на продвижение своего турпродукта. Участвуйте в выставках, особенно зарубежных, потом что там России и туристско-рекреационных возможностей её регионов не знают».

«Исследования показывают, что персонал в сфере индустрии гостеприимства становится сдерживающим фактором в развитии туризма в нашей стране. Туристы при определении места проведения отдыха всё больше внимания обращают на уровень сервиса и качества обслуживания. Многие россияне выезжают в Турцию, предпочитая её отдыху на Чёрном море в Сочи», – говорит Галина РОМАНОВА, ректор Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

По её словам, перед руководством предприятия индустрии гостеприимства сегодня встают три глобальных вопроса: как наиболее эффективно обучить персонал, как сохранить полученные знания на предприятии и какой мотивационный механизм использовать для того, чтобы сотрудники стремились к обучению.

Гораздо эффективнее проводить обучение на самих предприятиях, нежели в учебных заведениях, оторванных от реального процесса. Если говорить о Сочи, то первые отельные школы были созданы при гостиницах «Рэдиссон САС Лазурная» и «Гранд Отель СПА Родина».
Объединение усилий государственных и частных предприятий позволяет резко повысить эффективность обучения персонала. Мы пошли по этом пути и создали учебно-тренинговый центр «Русь», где обучаем студентов и персонал гостиниц по программам дополнительной подготовки», – рассказала она.

В качестве мотивационного механизма обучения сотрудников гостиниц Галина Романова предложила доработать систему национальной сертификации гостиниц: «Сегодня в ней чётко прописаны требования к материально-технической базе и инфраструктуре средств размещения, но не доработаны вопросы сертификации в области описания требований к персоналу».

P. S.
Туризм даёт 10% мирового валового продукта. Многие страны мира за его счёт формируют 60-70% своего ВВП. И потому сегодня, в условиях вялотекущего экономического кризиса, самое благоприятное время для развития внутреннего туризма.
Виктор КРУЖАЛИН, вице-президент Национальной академии туризма, уверен, что нам нельзя упускать шанс, который нечасто выпадает туризму в нашей стране: «В этой сфере деятельности крутятся сотни миллиардов долларов. Создана глобальная система индустрии туризма и мы, Россия, в ней не на последнем месте.
Мы научились работать. А отдыхать пока не умеем. Любая страна должна для индустрии туризма сделать всё. Мы должны возродить и создать на качественно новом уровне единую туристско-рекреационную систему России. С чего начать? Начните с инвентаризации, посмотрите, что есть на вашей территории. Мы, учёные, предлагаем создавать туристско-рекреационные паспорта. Это сразу даст картину того, какими ресурсами вы располагаете и что вам с ними делать дальше».

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://b-post.info'>Деловая газета Бурятии "Бизнес Пост"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ