С 1 января 2024 года все муниципальные образования Иркутской области должны перейти на электронную систему учета и ведения похозяйственных книг. Органы местного самоуправления будут собирать информацию о владельцах личных подсобных хозяйств каждый год с 10 января по 15 февраля, путем обхода граждан и опроса членов ЛПХ.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев ранее подписал распоряжение о старте проекта по переходу органов местного самоуправления на электронные похозяйственные книги в 2024 году. Пилотными районами для внедрения системы были выбраны Эхирит-Булагатский, Баяндаевский, Иркутский, Братский и Усть-Кутский районы, которые начали использовать электронную систему с 2023 года.
Как рассказал глава региона, форма и порядок ведения похозяйственных книг устанавливаются Минсельхозом России, но непосредственный учет ведут органы местного самоуправления.
Для открытия лицевого счета в электронной системе необходимо иметь правоустанавливающий документ на земельный участок с видом разрешенного использования "Для ведения личного подсобного хозяйства". Органы местного самоуправления, не приступившие к ведению электронных похозяйственных книг в системе Минсельхоза России с 1 января 2024 года, нарушают федеральное законодательство.
Информационная система будет доступна через веб-форму, авторизация осуществляется через Единую систему идентификации и аутентификации. Электронный формат похозяйственных книг позволит вносить различные данные, включая кадастровую карту и геолокацию земельных участков, а также будет содержать информацию о поголовье сельскохозяйственных животных, что облегчит поиск животных при их потере.
Минсельхоз Приангарья также будет оказывать муниципальным образованиям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, информационно-консультационные услуги по вопросам изменений формы и порядка ведения похозяйственных книг.