Профессор ИРНИТУ Раиса Лобацкая приняла участие в выставке современного искусства в г. Тэджон (Республика Корея, РК). В составе делегации из Приангарья она представила художественные фотографии Байкала, встретилась с известными корейскими живописцами и графиками.
Тэджон – пятый по величине город в Южной Корее. Имеет статус города-метрополии, известен как центр науки, искусства страны. Тэджон входит в четвёрку мировых площадок, где проходят крупнейшие выставки современного искусства наряду с Венецианской биеннале, европейской «Документа» и «Армори шоу» в США. В Корее таким проектом является Daejeon International Art Show, где ранее участвовала заведующая кафедрой ювелирного дизайна и технологий Раиса Лобацкая. Она известна кураторам проекта как искусствовед, автор научных статей и докладов по корейскому искусству.
В 2022 году профессора ИРНИТУ вновь пригласили на Daejeon International Art Show. Однако из-за переноса даты открытия проекта на декабрь, осенью ей удалось присоединиться к крупной Международной выставке Ассоциации художников Кореи в тэджонском Доме художников. Раиса Моисеевна выставила серию фотографий, посвященных природе Байкала.
Экспозицию в Тэджоне также украсила живопись выпускницы политеха, директора Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева Натальи Сысоевой. Ранее она три года преподавала в тэджонском университете Pai Chai University. В состав делегации вошла Ольга Игнатьева - экс-заведующая кафедрой монументальной декоративной живописи имени В.Г.Смагина ИРНИТУ, представившая работы в технике «фьюзинг».
«Дом художников, куда нас пригласили, впечатляет масштабами. В здании восемь этажей, три из которых отведены под экспозиционное пространство. Площадь каждого зала – до 100 м². В основном на выставке показано творчество молодых корейских авторов. Это большие картины в высоту до трёх-четырех метров. Также мы увидели работы мастеров из Индии и Монголии, включая мэтра монгольской живописи Чимитдоржа», - рассказывает профессор.
Кроме того, иркутяне побывали в гостях у местных художников Lim Lip, Yo Byoung Ho и Rim Bae Hee. Например, Lim Lip известен тем, что основал в городе Конджу музей Limlip Art Museum, где проходят международные выставки и пленэры. После выхода на пенсию за ним пожизненно закрепили должность университетского профессора. Это позволяет мастеру уже более 10 лет проводить творческие мероприятия на госгранты.
Раиса Моисеевна подчеркивает, насколько почётно участвовать в творческом форуме в Корее – центре мирового современного искусства. Особое развитие здесь получили живопись, графика и скульптура. Если в начале-середине XX века лидерами в живописи были Франция и США, то последние 50 лет тренды задаёт Южная Корея. Это связано с мощной поддержкой искусства на государственном уровне. Направив молодых авторов обучаться зарубеж, правительство, содействовало их продвижению по возвращению на родину. Постепенно культура Страны утренней свежести превратилась в инструмент публичной дипломатии.
«Корейцы хорошо финансируют развитие музеев и галерей. Внутри страны существует традиция – обязательно покупать работы художников для оформления интерьеров новых кафе и офисов. Поддерживать таланты считают делом чести коллекционеры. Встретить картины у местных мастеров в запасниках практически невозможно, потому что их скупают.
Произведения корейских художников – это синтез национальных мотивов и современных тенденций. Глубоким символизмом пронизанном всё – от изображения аистов, воробьёв и растений до выбора цвета материала. Крайне необыкновенны пейзажные работы. Они приковывают взгляд даже если ты не понимаешь восточную символику. Одним из таких авторов был Kim Cheejoong. Он ушел из жизни рано, но успел взрастить плеяду последователей. В Иркутске его ученицей является Наталья Сысоева», - рассказывает Раиса Лобацкая.
Однако она подчеркивает, что «заточенность» страны на современное мировое искусство не распространяются на ювелирное дело. Среди кореянок не будут популярны привычные на Ближнем Востоке броские массивные украшения. Тем не менее, эксклюзивные российские модели, выполненные в сложных техниках на кафедре в ИРНИТУ, как показывает предыдущий опыт, вызывают интерес у корейских зрителей в качестве произведений прикладного искусства. В будущем предполагается развивать культурные обмены между деятелями искусства РК и кафедрой ювелирного дизайна и технологий.