В мае сегмент может сжаться еще на 8-10%
Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали продажи популярных кроссоверов в апреле 2024 года. В отличие от всего рынка, сжавшегося относительно марта незначительно (в пределах 7%), нашлось два десятка популярных крососоверов, продажи которых падали двузначными темпами. Особенно удивительно видеть в этом списке не столько автомобили Li Xiang (-36-41% за месяц), доставленные исключительно по каналам параллельного импорта, сколько машины, завозимые официальными дистрибьюторами. Среди них - Voyah Free (-40% за месяц), GAC GS8 (-39%) и Chery Tiggo 7 Pro (-31%). Столь резкое падение реальных объемов бизнеса в апреле было обусловлено в том числе перенасыщением рынка дорогим товаром, наличием «желтых» машин на складах по итогам 1 квартала и рядом прочих факторов.
Дефицит новых автомобилей на российском рынке закончился еще в конце прошлого года, а заполненные склады дилеров стали поражать разнообразием товара. Среди кроссоверов, в самом популярном сегменте авторитейла, оно стало особенно заметно. Так, в марте 2024 года в преддверии ужесточения правил параллельного импорта из стран ЕАЭС, а также благодаря желанию дилеров получить квартальные бонусы, рынок показывал уверенный рост. Однако в апреле такого «допинга» у него уже не было. Рынок в легковом сегменте сжался до 135,6 тысячи сделок (-7% к марту), из которых более половины традиционно пришлось на кроссоверы.
При этом в авторитейле нашлось два десятка популярных моделей паркетников, продажи которых падали значительно сильнее рынка – двузначными темпами. И причины снижения объема бизнеса по целому ряду моделей были довольно специфическими.
Так, лидером в части отрицательной динамики оказались гибриды компании Li Xiang – модели L7 (1 066 а/м, - 41% к марту) и L9 (1 160 а/м, -35%). Вслед за удорожанием поставок по параллельному импорту продавцы этих машин поспешили увеличить цены, в том числе и на ввезенную ранее технику. Рынку это не понравилось.
Аналогичные результаты продаж продемонстрировала и Voyah Free (777 а/м, -40%). Немалая часть этих кроссоверов ввозится компанией «Моторинвест», и этот дистрибьютор не повышал цены в апреле. Однако весь «серый» импорт стал дороже. Дешевле 4 миллионов рублей новые Voyah уже не купить. То же самое справедливо в отношении большого вседорожника GAC GS8. Но эти машины заметно дорожали со сменой поколений, и желающих покупать их за 4,5-5 миллионов рублей стало гораздо меньше, чем когда они стоили почти на миллион дешевле.
Попавшие в топ-20 наиболее активно упавших в продажах вседорожники Lexus, Toyota и Kia не досчитались 35-37% покупателей. Из-за удорожания параллельного импорта они также потеряли привлекательность. Пока меньше половины из проданных Geely Monjaro пришлось на официальные каналы, но частный импорт по этой машине уходит в прошлое. Машины от дистрибьютора в среднем на 20% дороже «серых», результат апреля - 3,3 тысячи а/м, -36% к марту.
А вот апрельское падение продаж Changan, Chery, Exeed, Haval и Tank обусловлено в том числе «желтым» складом. Похоже, что немало сделок по этим машинам в марте состоялось лишь в отчетах дилеров.
Другие причины сжатия объемов бизнеса оказались у таких моделей, как «Москвич 3» (1,8 тысячи, -22%) и Geely Coolray (2,1 тысячи, -24%). Кассу первой модели в марте сделали кроссоверы 2023 года, продававшиеся со скидками до 690 тысяч рублей. В апреле прошлогодних машин у московского производителя почти не осталось. Кроме того, ежемесячно до 40-45% продаж марке обеспечивают юридические лица, которые нередко ведут закупки по квартальной схеме, и в апреле их было меньше. В свою очередь покупателей у обновленного Geely Coolray стал отбирать его родственник Belgee X50 (3 020 а/м, +10% к марту), который представляет из себя дорестайлинговую версию того же автомобиля, но продается почти на 400 тысяч дешевле.
Так или иначе, кроссоверы остаются самым популярным сегментом авторитейла. Однако именно этот факт приводит к тому, что изменения условий ведения бизнеса влияют на вседорожники заметнее всего. Именно поэтому в апреле можно было наблюдать падение продаж ряда популярных паркетников на 20-40%. Однако в целом во второй месяц весны этот сегмент сжался не столь драматично: было реализовано порядка 70,4 тысячи этих машин, на 11% меньше, чем в марте. В мае при сохранении тех же условий мы наверняка увидим дальнейшее сокращение продаж кроссоверов, завезенных по параллельному импорту, и тех брендов, по которым склады оказались избыточно заполнены. Однако в целом падение едва ли выйдет за рамки 8-10%. По большей части будет происходить перераспределение клиентов от менее выгодных в моменте моделей к более привлекательным в части цены.