Эксперты о новом порядке ограничения доступа к незаконной предвыборной агитации в Интернете

Новый порядок ограничения доступа к незаконной предвыборной агитации в сети Интернет будет действовать во время проведения избирательных кампаний 2021 года.

Теперь при обнаружении незаконной агитации в информационно-телекоммуникационных сетях у избирательной комиссии (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ или ТИК) появляется право обратиться в Роскомнадзор, где реализуется блокировка сайта через оператора связи или провайдера. Может быть ограничен доступ как к отдельным интернет-страницам с агитацией, так и ко всему ресурсу. Ограничения будут действовать в течение всего периода агитации, в дни голосования и подсчета результатов.

Владельцу сайта даются сутки на удаление материала с момента получения уведомления о размещенной на ресурсе незаконной предвыборной агитации. Если доступ к ресурсу все же был ограничен, то сразу же после удаления незаконного контента он будет разблокирован.

«Экспертный клуб» обратился к иркутским специалистам прокомментировать данное решение.

Генеральный директор информационного агентства «Байкал24» Владимир Кочетов согласен, что с незаконной агитацией нужно как-то бороться, и это очевидно: «Само желание властей регулировать агитацию в социальных сетях можно только приветствовать. Теперь хотелось бы увидеть качественные решения. А здесь новая инициатива вызывает больше вопросов, чем ответов. Государству надо более активно решать базовый вопрос . Сегодня уже не только СМИ являются коммуникационными каналами, но и соцсети, и мессенджеры, и многие другие варианты. Пока не будет определен статус всех этих каналов продвижения не по прописанной галочке, а по сути выполняемых ими задач, ничего глобально не изменится.

Чем сегодня блогер отличается от СМИ? Кто ответит на этот вопрос? Все ответы будут носить экспертный, порой сужденческий характер. Но такие определения очень плохо поддаются классификации, а значит для них затруднительны законодательные и иные виды ограничений».

Писатель, общественный деятель Евгений Хохряков уверен, что после введения трёхдневного голосования, можно отменить все ограничения на ведение агитационной работы. По его мнению, слишком размыта линия разграничения между агитацией и информированием, и суды всё чаще применяют свои определения. Он заявил, что пора пересмотреть весь Закон об основных гарантиях избирательных прав: «Если я, как кандидат, солгал что-то про своего соперника, есть статьи Уголовного кодекса».

Политический консультант Владислав Шиндяев говорит, что если оффлайн-информация в рамках предвыборной кампании достаточно жестко регламентируется, и не допускает распространения агитации в нарушении порядка изготовления, оплаты и уведомления избиркомов о выпуске этих материалов, то социальные сети и Интернет фактически никак до последнего времени не были управляемы и контролируемы. Интернет стал проповедником различных фейков, распространителем устаревших на много лет новостей. Многие факты и обстоятельства приписывают лицам, которые в этом не принимали никакого участия. Многие деструктивные и непроверенные материалы сразу же после размещения становятся вирусными и в кратчайшие сроки распространяются по многим аккаунтам пабликам, группам и даже официальным СМИ. И при отсутствии проработанных алгоритмов быстрого реагирования, правовой оценки и регулирования данная информация может в кратчайшие сроки нанести серьезнейший

репутационный урон тем, кто в этой информации упоминается или к ней каким-то образом причастен. Как реагировать на подобную информацию не знали ни кандидаты, ни политические партии, ни государственные структуры.

Ситуация, по мнению Шиндяева, постепенно пришла к тому, что все эти аспекты необходимо не только урегулировать, но и создать механизмы быстрого реагирования на незаконную агитацию в интернете. Законодатель закрепляет императив, что любая незаконная агитация должна пресекаться. И поскольку информация в сети распространяется на неограниченный круг лиц в достаточно быстро, то и реагирование на распространение незаконной агитации должно происходить в самые кратчайшие сроки. Важным обстоятельством является то, что речь здесь идет не просто о какой-то информации, а именно о незаконной агитации. Если изготовленные материалы предоставлены в избирком, они оплачены в соответствии с действующим законодательством из избирательного счета кандидата или объединения, они не нарушают требования авторского права и не противоречит другим нормам, то такая информация может быть беспрепятственно размещена и работать в правовом режиме, как принято в любой избирательной кампании. Всё иное должно пресекаться и блокироваться, особенно если оно носит деструктивный, фейковый характер или наносит вред политической партии, избирательному объединению или конкретному кандидату.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ