Детский спектакль со взрослым смыслом: в Иркутском ТЮЗе поставили пьесу Гуркина «Золотой человек»

Пьеса драматурга Владимира Гуркина «Золотой человек» считается достаточно сложной для постановки. В России ее ставят не так часто. Коллектив Иркутского областного ТЮЗа решил взяться за эту непростую задачу. Спектакль поначалу «раскачивается», но затем набирает ход и к финалу уже несется как на крыльях. Заскучать не успеют ни дети, ни взрослые. Премьера спектакля «Золотой человек» состоялась 21 октября 2023 года. 

Ника ПЕСЧИНСКАЯ, для официального сайта Иркутского областного ТЮЗа

Режиссёр-постановщик из Владивостока Виталий Дьяченко и художник-постановщик из Санкт-Петербурга Анастасия Шафикова создали неожиданно яркое произведение, где автор пьесы словно подсмеивается и над добром – которое не всегда «правильное», и над злом, которое не такое уж злое.

Вообще, если такие произведения Гуркина как «Любовь и голуби», «Прибайкальская кадриль» все же близки к реальной жизни, то в целом драматург не отказывается иногда пошутить, смешивая разные времена и пространства, создавая нереальные, фантасмагоричные сюжеты. Это присутствует и в пьесе «Золотой человек», которую автор написал в 1991 году. В самом начале два стражника общаются, чередуя устаревшие слова с современными:

- Мы когда вора поймаем, забивать его не будем.
- Не будем. Так, маленько попинаем.
- За то, что спать не давал.
- Конечно. Царь гневается, а нам печаль.

В похожем стиле разговаривает и царь, и другие персонажи. Не совсем ясно, в какой эпохе мы находимся, кто эти люди? Они из нашего времени перенеслись в Древнюю Русь, или это мы к ним пожаловали? Но это же сказка, где можно все. Основными действующими лицами являются Иван-царевич и его слуга Игнашка. Иван – тихий, благостный, книжку читает, батюшкины запреты нарушать не хочет. Игнашка – полная противоположность царевичу.

- Я уже смотреть не могу, как ты себя из жизни выключаешь! То в книжки упрется, то сидит всю ночь – звезды считает… Разве такая царска жизнь должна быть? Э-эх! – горюет Игнашка.

Но вскоре им обоим приключений будет предостаточно: добрый Иван помог Золотому человеку, чем прогневал Царя-батюшку, и тот отправил сына шляться по белу свету, чтобы он набрался ума-разума. А в помощь отправил с ним слугу.

В пути предприимчивый и энергичный Игнашка, лишенный контроля, быстро взял верх над робким и «правильным» царевичем. И дальше в этом небольшом коллективе уже командовал он. Жениться на царевне Катерине, получить власть в ее царстве – все ему по плечу. Вот только его ненастоящая сущность нет-нет да и напомнит о себе, смущая окружающих. Царевич же в силу порядочности не может нарушить данное им слово и вынуждает страдать себя, Катерину и прочих. Как и должно быть в сказке, закончится все хорошо. Но завернул интригу драматург лихо! Не хуже приключенческого романа.

В роли могучего и непорядочного Игнашки в нашей постановке – арт. Александр Стерелюгин, Ивана-царевича с золотым сердцем сыграл арт. Павел Матушевич, очаровательная Катерина – арт. Анастасия Савина. Царь – заслуженный артист РФ Владимир Привалов и заслуженный работник РБ Владимир Безродных, Царица – арт. Марина Егорова и арт. Елена Ивочкина. Необычно подана речь «от автора»: ее озвучивает хор девушек.

Артист Александр Стерелюгин поделился, как шла работа над спектаклем:

- В самом начале репетиционного процесса мы определили, что эта сказка написана по всем стандартам и канонам сказок. Все предельно просто и понятно: и по персонажам, и по их трансформации в ходе сюжетной линии. А уже дальше в процессе работы над материалом мы начали снимать слой за слоем и разбираться в глубине и смысле, в логике поступков персонажей. И стало понятно, что материал намного глубже и объемнее, чем кажется на первый взгляд. Хотя сказка написана простым, понятным, современным, разговорным языком с иркутским диалектом.

По мнению создателей спектакля, он получился не совсем детским. Может быть – детским по своей форме и подаче материала. Но риторика в нем остается философской, а юмор и фарс здесь – со взрослым подтекстом.

Артисты отмечают, что им очень повезло с режиссером! Виталий Дьяченко быстро нашел общий язык со всей постановочной командой, четко сделал разбор материала и каждому донес установки и задачи.

- Очень важно, что он работал и шел от актера, - говорит Александр Стерелюгин, - поначалу режиссер давал нам некую свободу в своих проявлениях, мы работали этюдным методом. И потом все лучшие находки воплотились в образах. И с юмором у него все в порядке!

- Александр, расскажите про свою роль. Что это за человек – такой нехороший слуга? В чем-то вы его понимаете?

- Игнашка… Все мы немного Игнашка. Он – отличный слуга, верный и исполнительный. Абсолютно приземленный человек. Им движут земные инстинкты и желания. Но вот немного не повезло ему с царевичем. Малахольный достался, скучный. Вокруг жизнь кипит, а он вынужден, как привязанный, сидеть с ним рядом. И когда судьба дает шанс, он его не упускает, хотя и приходится идти на своего рода предательство. Не из-за того что он плохой, а из-за огромного желания лучшей жизни. Может, и из зависти.

- Начало спектакля – немного серьезное, не такое эмоциональное, как продолжение. Это особенности новой постановки, или так задумано?


- Однозначно сказать сложно. Вроде бы так и задумано, чтобы дать ощущение пространства, где ничего не происходит и все уже потеряно, падшее государство. И в то же время – да, материал нужно наиграть, чтобы поджать темпоритм спектакля. Посмотрим, как спектакль будет развиваться.

- Как шло взаимодействие с партнерами по сцене? Были ли какие-то собственные находки актеров?

- У нас получилась отличная команда на этом спектакле. Мы все друг друга понимали с полуслова, было место и импровизациям. Режиссер был открыт для наших предложений, и многое из того, что предлагали и привносили актеры, вошло в спектакль. Это связано и с образами, и действиями, и даже какой-то добавленный случайно новый текст остался в спектакле. Очень сложная работа была у главного рассказчика – это «Хор». Актрисам пришлось очень долго отрабатывать синхронную подачу истории, чтобы восемь человек работали как один организм. Причем это не статичный хор в привычном его понимании, а динамичный персонаж, который не только повествует историю, но и участвует в ней, и строит её! Это огромный труд.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ