"Мы - "кукловоды", а нарушители - "марионетки"..."

Интервью с заместителем начальника краевого Управления Роспотребнадзора.

15 марта отмечается всемирный День защиты прав потребителей. Кроме того, сотрудники краевого Управления Роспотребнадзора в нынешнем году отмечают несколько круглых дат: 90-летие со днях образования Роспотребнадзора и 20-летие со дня принятия в России Федерального закона "О защите прав потребителей".

О том, с какими жалобами приходится сталкиваться защитникам прав потребителей, в беседе с корреспондентом «Забмедиа.Ру» рассказала заместитель начальника Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Любовь Дубина.

Любовь Евгеньевна, на что чаще всего жалуются забайкальские потребители?

- Еще семь лет назад, когда мы только начали работать в составе Роспотребнадзора, львиная доля жалоб касалась сферы торговли пищевыми продуктами и товарами сложной бытовой техники. Постепенно структура обращений стала меняться. Люди чаще стали жаловать на качество предоставления услуг в области туризма, авиаперевозок.

На сегодняшний день огромное количество забайкальцев жалуются на качество предоставления услуг в сфере ЖКХ. Здесь свою роль сыграло появление ТСЖ, Управляющих компаний и т.д.

Часто граждане жалуются на несвоевременный или неверный перерасчет за услугу ЖКХ. При этом, к сожалению, не все потребители знают, что если услуга прекращается, то надо незамедлительно позвонить в соответствующую службу, чтобы зафиксировать это. Бывают случаи, когда Управляющая компания, ТСЖ или сама ресурсоснабжающая организация не знают о том, что потребитель не получает воду, тепло, электроэнергию, и из-за этого возникают споры.

Как вы оцениваете правовую сознательность тех, кто предоставляет товары и услуги. Насколько они ответственно относятся к исполнению ваших предписаний?

- Я всегда говорю, что мы выступаем в роли «кукловодов», а нарушители прав потребителей – в роли «марионеток». Мы «дернули», они сразу устранили выявленные нарушения. А вообще сейчас стало легче работать в том плане, что, как правило, наши предписания выполняются в срок. Руководители УК, ТСЖ, индивидуальные предприниматели, юридические лица стали понимать, что существует неотвратимая ответственность за невыполнение законных требований надзорного органа.

Кстати, о нарушителях. Нам стало известно о том, что некоторые магазины в Чите за одну примерку свадебного или выпускного платья взимают по 200 рублей. Это законно?

- Конечно же нет. Правила продажи и «Закон о защите прав потребителей» строго запрещает при приобретении одной услуги навязывать покупателю другую. Вы же приходите в магазин с целью купить товар, а не заплатить за то, чтобы на него посмотреть. Стоит сказать, что такая «порочная» практика встречается и в соседних регионах. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, незамедлительно обращайтесь к нам по телефонам: 35-07-21, 35-63-34.

Здесь, ради справедливости, стоит отметить, что в какой-то мере владельцы осознанно идут на нарушение закона, чтобы перестраховываться от убытков. Бывали случаи, когда наши особо предприимчивые покупатели приобретали платье буквально за день до выпускного или свадьбы. Затем, проведя в нем торжество, возвращали его в магазин, заявляя, что оно просто не подошло. В Чите был такой случай потребительского экстремизма. Предпринимателю пришлось заказать экспертизу возвращенного платья, чтобы доказать, что покупатель оказался нечестным.

Еще один случай из повседневной жизни. Человек купил сотовый телефон в магазине, где, помимо основной деятельности, производят ремонт телефонов. В итоге, под видом нового аппарата покупатель приобрел телефон бу, который сломался через два дня. Что делать в подобной ситуации?

- Опять же если возвращаться к Правилам продажи, то там четко прописано, что продавец может продавать вещи с дефектами или бывшие в употреблении, но при этом обязан известить об этом покупателя не только в устой форме, но и письменной. В указанной ситуации, если товар был на гарантии, надо настаивать, чтобы продавец провел экспертизу телефона, причем это он обязан сделать за свой счет. При этом, согласно закону, покупатель имеет право присутствовать при проведении экспертизы. Восстановить свои права потребитель может и через суд.

На сегодняшний день в Забайкалье набирает популярность интернет-шопинг. И что делать потребителю, если он был обманут в результате покупки товара в онлайн-магазине?

- Так называемые онлайн-магазины относятся к категории дистанционной торговли, порядок которой отдельно прописан в законодательстве с 2007 года.

У нас в производстве уже был такой случай. Читинка заказала по Интернету через Москву редкий клубный цветок. Посылка пришла, однако вместо красивого цветка женщина получила полугнилое растение. Забирать товар домой она не стала и выкинула его при сотрудниках почты. Это-то и была ее главная ошибка. По закону она могла вернуть потраченные на цветок деньги, да только продавец, опять же следуя норме закона, потребовал свой товар обратно, несмотря на то, что он, мягко сказать, был в неприглядном виде. Сейчас мы разбираемся в ситуации и пытаемся помочь читинке. Поэтому, если вы приобрели товар по Интернету и он вас не устроил, то не нужно его выкидывать. Сохраните его, чтобы вернуть потраченные деньги.

Андрей Коптеев



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ