Количество моделей седанов увеличилось за год вдвое, при этом каждый пятый проданный в январе седан оказался китайским
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) оценили динамику продаж на рынке новых иностранных седанов. На примере автомобилей с этим типом кузова «китайцы» еще раз подтвердили, что могут оперативно заполнить товаром любую нишу. Главное, чтобы был спрос, а выгода оказалась интересной для дистрибьютора. Так, если в январе 2023 года в России в сегменте иностранных седанов бал правил Volkswagen Polo, а помогали Kia Rio и Hyundai Solaris, то год спустя их не оказалось даже в топ-20 самых продаваемых машин. Вакантные места заняли новички - Geely Emgrand, Chery Arrizo 8 и Changan Alsvin. Общее число моделей с трехобъемными кузовами на российском авторынке выросло за год вдвое – до 87[1] . При этом каждый пятый проданный в январе седан оказался из КНР, а доля «китайцев» в сегменте выросла в 17 раз - с 1,3% в январе 2023 до 19% в январе 2024 года.
Если какая-то рыночная ниша наиболее выгодна для продавца, ее традиционно заполняют в первую очередь. Однако, когда там становится тесно, то неплохо начинают наполняться и другие сегменты. Именно так происходит насыщение нашего авторитейла товаром последние два года. Обильно снабдив склады «паркетниками» всех размеров, импортеры стали больше внимание уделять еще одному всегда популярному в России классу автомобилей – седанам.
Так, в январе 2023 года самым популярным иностранным седаном был Volkswagen Polo, разошедшийся тиражом в 317 «штук». Лишь немногим меньше были продажи у Hyundai Solaris и Kia Rio. Все они, несмотря на официальное прекращение поставок, еще оставались тогда на складах дилеров. В первый месяц текущего года ни одна из этих моделей не смогла сохранить за собой место хотя бы в топ-20 наиболее востребованных. Пьедестал лидеров заняли исключительно китайские модели.
«Золото» получил Chery Arizo 8. Благодаря поддержкам дистрибьютора, которые в январе превышали 700 тысяч рублей, машину с прайсом 3,4-3,6 миллиона рублей продавали по ценам от 2,7 миллионов. Таким образом отнюдь не самый доступный седан среднего класса нашел, несмотря на январские праздники, 673 покупателя.
На второй строчке рейтинга «четырехдверок» – Geely Emgrand. Этому седану С-класса с полноценным «автоматом» и долговечным безнаддувным мотором не хватило лишь четырех сделок, чтобы перегнать лидера. Однако, учитывая, что январские скидки импортер продлил на февраль и машину можно приобрести за 1,84 миллиона рублей, мы в самое ближайшее время можем увидеть ее в лидерах.
И, наконец, бронзовым призером рейтинга стал Changan Alsvin (410 а/м). Это самый доступный из всех «китаец» на нашем рынке (от 1,57 миллиона рублей), но и самый простой в части оснащения и уровня комфорта. По сути, это прямой конкурент Lada Vesta, который в отличие от отечественной модели обладает роботизированной АКП. Все три «китайца» дебютировали летом или осенью 2023 года. Скорее всего, их пока еще не «распробовали». А значит, и более весомые объемы продаж еще впереди.
Toyota Camry (329 а/м), занявшая четвертую ступень рейтинга, отнюдь не та «японка» с российским паспортом, которая выпускалась у нас до марта 2022 года. Этот седан дилеры везут с китайского завода Toyota по каналам параллельного импорта и просят за нее не меньше 4 миллионов. Однако созданный прежними десятилетиями ореол сверхнадежности этой марки позволяет и такой Camry оставаться востребованной.
«Китайцам» FAW Bestune B70, Omoda S5, Kaiyi E5, Changan UNI-V и BAIC U5 Plus еще очень далеко до того же уровня доверия. Тем не менее дебютанты 2023 года находили в январе по 200-300 клиентов каждый.
Во второй десятке еще можно было найти шесть моделей некитайских «фамилий». Это Hyundai Elantra, Volkswagen Bora, Toyota Corolla, Mercedes-Benz S-класса, Kia K5 и BMW 5 серии. Однако и их уже заметно теснят автомобили из Поднебесной – Changan Eado, JAC J7 и Hongqi H5.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»):
«В целом в январе было продано почти 20 тысяч седанов (+45% к январю 2023 года). 60% пришлось на седаны российских марок (большую часть этого объема составили автомобили Lada -11,9 тысячи «штук»), 19% - китайские модели, а 21% пришлось на прочие иностранные седаны. Годом ранее 77% продаж приходилось на отечественные седаны, всего 1,3% - на Китай и 22% - на бренды из других стран. Таким образом, Китай увеличил свою долю в сегменте за год в 17 раз.
При этом доля «четырехдверок» еще осенью достигла на нашем рынке 25% и пока, несмотря на продолжающийся расширение модельного ряда в стане «китайцев», пока остается относительно стабильной. Чтобы процент продаваемых седанов был выше, рынку нужны доступные модели с автоматической коробкой передач. Весной с появлением Lada Vesta c вариатором спрос может быть частично удовлетворен. Этому также может поспособствовать и увеличение количества китайских седанов с ценником до 1,7-2 миллиона рублей или весомые поддержки дистрибьюторов на уже имеющиеся седаны из Поднебесной».