Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи легковых а/м с пробегом в мае 2024 года. Российский вторичный рынок начал сжиматься. Если в марте и апреле его объемы уверенно превышали 540 тысяч сделок, то май оказался самым плохим месяцем для бизнеса за всю весну. Было продано 530,8 тысячи легковых машин, на 3% меньше по сравнению с апрелем и на 8% по отношению к маю прошлого года. Причем наибольшая отрицательная динамика в топ-20 марок наблюдалась у немецких автомобилей. По BMW было заключено на 11% меньше сделок, чем в апреле, по Volkswagen – на 9%, по Mercedes-Benz – на 5%. В целом из топ-20 самых продаваемых марок восемнадцать показали в мае отрицательную динамику.
Вслед за рынком новых автомобилей падение объемов бизнеса передалось и вторичному сегменту. Перемен в топ-20 марок при этом оказалось немного. Лидером остается Lada – 134,2 тысячи машин (-1,6% к апрелю). В гамме АвтоВАЗа при этом сменился лидер. Теперь это Granta (12,6 тысячи а/м, +2%), «подсидевшая», наконец, «семерку» (12,3 тысячи а/м, -5%). В сегменте новых автомобилей ценой до миллиона рублей «Гранту» приобрести сейчас довольно трудно, в связи с чем ее поклонники вынуждено несут деньги во вторичный сегмент.
Отрыв второго места от первого остается более чем двукратным: продажи Toyota по итогам мая составили 53,4 тысячи а/м, -2,1%. Тройку традиционно замкнула Kia (31,7 тысячи машин, -2,9%).
На тех же местах в рейтинге остались марки Hyundai, Nissan, Renault и Honda. В то время BMW не смогла удержаться в десятке: за май было продано 14,7 тысячи баварских автомобилей (-11,2%). Динамика других «немцев» также была значительно хуже рынка: Volkswagen 21,8 тысячи машин (-8,8%), Mercedes-Benz – 13,3 тысячи а/м (-5,3%). Сокращение объемов «серого» импорта и дальнейшее ужесточение логистики машин из Европы довольно быстро сказываются на конечных объемах продаж.
И наконец, не нарушили общей тенденции Ford, Mitsubishi, Skoda, Mazda, Daewoo, Opel, Audi и «Ока», также продемонстрировав сокращение объемов бизнеса в диапазоне 2-5%. В целом из топ-20 самых продаваемых марок восемнадцать показали в мае отрицательную динамику.
Исключение составили Honda и Suzuki. Honda (17,4 тысячи а/м) смогла нарастить продажи в мае на 1,6% за счет увеличения продаж «праворульных» машин (не подпавших под санкции моделей Fit и Freed). Такую же тенденцию (+0,3%) можно было заметить у Suzuki: популярнее стали модели Liana, Alto, Ignis и Baleno. Этой марке наличие таких малолитражек даже позволило вернуться в топ-20 наиболее востребованных на «вторичке» брендов.
В свою очередь, ведущие китайские бренды поддержали в большинстве своем поддержали общерыночный тренд. Из десятки самых популярных «фамилий» шесть пережили снижение продаж. Причем три из них - Chery, Geely и Haval - традиционно являются объемообразующими брендами сегмента. Так, Chery, продажи которой росли на вторичном рынке на протяжении всего текущего года, в мае потеряла 10,2% клиентов, то есть количество сделок за месяц сократилось с 5 117 до 4 596. В то же время в ее модельной гамме сменился лидер: снятый почти 10 лет назад с производства Chery Tiggo T11 уступил место более современному Tiggo 7 Pro. Новых владельцев обрели 3,5 тысячи автомобилей Geely (-14,1% к апрелю). Две тысячи сделок (-5%) оказалось у бренда Haval. В «минусе» также оказались Lifan, Great Wall, Omoda и FAW.
В противовес на низкой базе ростом отметились подержанные Changan – 713 а/м (+9,4%), Exeed – 673 а/м (+8,5%), BYD – 392 а/м (+8,3%) и Li Xiang – 291 а/м (+19,8%). Всего на вторичном рынке было продано 16 942 автомобиля китайских марок (-8% к апрелю), а доля подержанных чайна-каров сократилась с 3,3% до 3,2%.
В целом, долевое соотношение продаж ведущих брендов за месяц практически не изменилось. За счет падения объемов рынка немного выросла доля отечественных авто (с 28,2% до 28,6%). На японские бренды в мае пришлось 25,9% продаж, у «немцев» - 13,2%, у «корейцев» - 13,1%, у «американцев» – 6,7%, «французов» – 4,6%.
Годом ранее, в июне 2023 года, наш рынок автомобилей с пробегом находился на высоком уровне, тогда перерегистрацию в ГАИ прошло почти 582 тысячи машин. Подобраться к тем же объемам бизнеса в первом месяце лета текущего года будет затруднительно не столько из увеличившегося санкционного давления Запада, Кореи и Японии, сколько из-за более высоких цен в сегменте. По итогам пяти месяцев в России нашли новых владельцев 2,45 миллиона подержанных автомобилей. Это, как мы и прогнозировали, меньше прошлогоднего результата за тот же период на 5%. В то же время у июня есть шанс прервать негативную тенденцию и нарастить продажи в пределах 1-2%. Этому будет способствовать большее количество рабочих дней и желание автопроизводителей улучшить полугодовые показатели продаж, в том числе за счет увеличения поддержек trade-in.