На фоне нестабильной политической ситуации в регионе и непростых отношений с Москвой Иркутская область оказалась заложницей собственной инертности. Пока другие субъекты Российской Федерации успешно развивают свой индустриальный и туристический потенциал, в Приангарье не сформирована даже теоретическая концепция развития. Региональная общественная организация "Клуб "Губерния" провела опрос среди жителей Иркутской области и выяснила, что больше половины населения региона недовольны уровнем жизни в регионе. В кругах общественности неоднократно обсуждаются вопросы: по какому пути должна пойти Иркутская область, чтобы аккумулировать доходы для удовлетворения нужд жителей Приангарья. Журналист ИА "Байкал24" встретилась с председателем региональной общественной организации "Клуб "Губерния", президентом ассоциации "Байкальская виза" Дмитрием Матвеевым, чтобы обсудить текущее положение дел в Иркутской области.
Можете ли вы дать некий прогноз для Иркутской области на самое ближайшее время?
- Очевидно, что Приангарье в его нынешнем виде ждет мало хорошего. Вся совокупность негативных процессов, от падения доходов населения и снижения качества жизни до массового выезда молодежи из региона, рано или поздно приведет к локальной экономической катастрофе. К сожалению, политики не понимают, что "химия" на выборах больше не работает, и пришло время организовать единую программу развития региона, основанную на конкурентных преимуществах территории. Политикам необходимо осознать, что общественность активизировалась, народ умнеет, просто так ни за кого голосовать не собирается, и партийная принадлежность тут уже не при чем.
В своих интервью вы часто говорите о конкурентных преимуществах различных территорий. Какие "фишки" есть у Прибайкалья и почему они не используются эффективно в настоящее время?
Прибайкалье – это та территория, на которой фишек полно, от туристических до индустриальных, были бы умельцы провести их аудит, систематизировать и начать развивать, как это было сделано в ряде других регионов. Взять, к примеру, Татарстан: он развивается за счет эффективного менеджмента. Управленцы эффективных территорий не сидят на месте, сметая все начинания предыдущей власти, они движутся в едином направлении и учитывают наработки друг друга.
Недавние мероприятия "Клуба "Губерния" были посвящены обсуждениям "смысла Иркутска", и многие говорили о том, как важно развивать туризм. А как объяснить простым горожанам, что туристические потоки не превратят город в кормушку для бизнеса, а улучшат качество жизни иркутян?
Как только жители региона смогут на себе ощутить, что область смогла расширить спектр социальных программ и улучшить их качество за счет региональных денег, они смогут понять и принять необходимость перемен и смену каких-либо привычных им смыслов Иркутска. Люди смогут ощутить, что не зависят так сильно от федерации, и больше не нужно возлагать надежды на то, что какой-то политик "привезет деньги из Москвы". Пора прекращать стоять с протянутой рукой, это не только негативно сказывается на образе Приангарья в глазах федеральных властей, но и дискредитирует регион в глазах населения.
Достаточно ли в регионе на сегодняшний день объектов культуры, которые можно показать туристом и которыми могли бы гордиться жители?
Мы проводили опрос, который показал, что 40% процентов жителей не удовлетворены уровнем культуры. Конечно, объектов не хватает, но и те, которые есть, морально устарели. Это первое. А второе - надо понимать, что дело не только в дороговизне эксплуатации и строительства новых объектов: уровень доходов падает, и люди не всегда могут посещать те или иные мероприятия. Экономика и культура, все всегда связано.
Не секрет, что Иркутская область славится нестабильностью власти. Позволяет ли нынешняя политическая ситуация в Приангарье говорить о каких-либо переменах?
Перемены не обязательно должны начинаться с власти. Например, наш "Клуб "Губерния" будет работать при любых условиях и в любой ситуации. Бесспорно, стабильность власти дает 95% успеха, и мы порядком устали от чехарды. Очень хочется, чтобы в Иркутске сформировались эффективные политические элиты, осознающие необходимость обучения и преемственности задач, а у общественности укрепилось понимание того, что приходящих к власти нужно поддерживать.
В мире традиционно используются рейтинговые технологии. Каждый из показателей уровня жизни той или иной территории имеет отношение к конкретным ведомствам, то есть за каждую задачу отвечает свое министерство. Что мешает губернатору ставить некие задачи, а в дальнейшем контролировать их исполнение, и уже через это проверять эффективность команды? Так в Приангарье делать не принято. В Иркутской области наряду с нестабильностью власти развился принцип "личной верности", и это губит всю работу.
А как быть с Москвой? Заинтересована ли Москва в развитии Прибайкалья на самом деле, готова ли вложиться на стартовом этапе, или ей выгодно, чтобы область осталась ресурсной территорией с минимумом вложений?
Из своих доходов федерация вынуждена "покупать спокойствие" в регионах, что невыгодно для самой Москвы. Вряд ли для столицы плохо, если регион сам сможет оплатить себе такое спокойствие. Что касается того, готова ли Москва давать деньги на развитие, то я считаю, что готова. Срок таких вложений будет обозримым. Но здесь возникает проблема: Москва принимает инициативы за подписью первого лица области, а, к сожалению, у нас пока такой активной работы по привлечению денег, вхождению в федеральные целевые программы - нет.
Заинтересован ли иркутский бизнес в развитии территории, или под его благими намерениями маскируется желание делать большие деньги?
Технология конкурентных войн говорит нам о том, что в борьбе за кусок нет плохого, если конкуренция справедливая и честная. Дайте честному бизнесу поддержку и необходимую инфраструктуру, и коррумпированный и криминальный бизнес не выдержит конкуренции. Например, "правильный" туристический бизнес строится на качестве оказываемых услуг и возможности показать туристу нечто особенное, то, о чем он сможет с восторгом рассказать у себя дома. К сожалению, таких объектов в регионе пока маловато.
Как вы оцениваете деятельность общественников региона? Достаточно ли она скоординирована?
Тяжелые времена рождают сильных людей. Я думаю, что по причине отсутствия стабильной власти как раз-таки активизировалась общественность, например, все, что в Иркутской области говорится о туризме и Байкале, традиционно формируется в общественных кругах, и уже потом обсуждается в администрации.
Кто, на ваш взгляд, должен представлять Иркутскую область на мировом поле: бизнес, власть или общественники?
Трудно сказать. Например, в Китае власть служит неким локомотивом всего, и с этой точки зрения выгодно выстраивать взаимоотношения по типу "власть-власть", и тогда ответственность за формирования туристического потока было бы логично возложить на наше региональное ведомство. На сегодняшний день этот процесс является стихийными и протекает на уровне частного бизнеса. Если он возьмет старт на уровне власти, работа пойдет эффективнее. Кроме того, взяв в свои руки турпотоки, власти региона, наконец, заметят нехватку инфраструктуры.
Вы видите какую-то возможную роль иркутской общественности в международных отношениях?
В мире практикуется обмен опытом и проведение совместных мероприятий, и общественникам Приангарья вполне по силам взять на себя часть работы по созданию образа региона. Область богата думающими и активными людьми.
Как вы считаете, за кем будет последнее слово, кто даст мощный импульс Приангарью: общественная среда, включая бизнес, или все-таки власть? Откуда появится этот лидер или группа лидеров?
Это должен быть губернатор. Это его миссия. Он региональный лидер. Он должен быть харизматичным и верить в собственные силы. Общественная среда и бизнес охотно выступят в поддержку достойных инициатив. И у меня есть пожелание для всех, от губернатора до общественников: пожалуйста, давайте работать.