Иркутской области, как и всей Российской Федерации, необходимо уйти от существующей системы распределения ролей в жилищно-коммунальном хозяйстве, заявил региональный министр жилищной политики, энергетики и транспорта Евгений Селедцов. При существующем порядке управляющие компании, многие из которых созданы по утерянным паспортам и имеют уставной капитал в размере 10 тыс. рублей, занимаются сбором средств за услуги, к производству которых они не имеют отношения.
Управляющие компании собирают средства, используют их в течение какого-то времени (иногда довольно длительное, накапливая долги перед поставщиками) или вовсе отказываются платить по счетам. О том, насколько серьезно обстоят дела (включающие и такие преступления, как подделка протоколов общего собрания жильцов и личных заявлений граждан), можно судить по одной цифре: в результате совместных действий министерства ЖКХ и прокуратуры с начала 2013 года возбуждено 24 уголовных дела по различным преступлениям. Еще 25 заявлений от граждан находятся в работе, и, по мнению министра, велика вероятность того, что уголовных дел прибавится. Евгений Селедцов склонен требовать от законодателей усиления карающей составляющей: по его мнению, применяемая сейчас статья «Мошенничество» не описывает всей сложности и всего вреда, причиняемого жуликами от ЖКХ гражданам и государству.
— Мы считаем, — заявил министр, — что ситуацию нужно развернуть в противоположную сторону, платежи от потребителей должны поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям. Необходимо прозрачность платежей поставить под контроль регионального правительства, все-таки за положение дел со снабжением населения коммунальными услугами отвечает высшее должностное лицо. Не может быть такого, что отвечает один, а занимаются этим совершенно другие люди. Пока ни закон об основах местного самоуправления, ни другие законодательные акты не предусматривают полномочий по созданию расчетных центров, но мы полагаем, что такие центры нужно создавать и подчиняться они должны исполнительной власти региона. Позже, если мы увидим, что есть ответственные муниципальные образования, можно будет передать такие полномочия муниципалитетам на основе договоров о разграничении полномочий.
Второй тезис, с которым областное правительство планирует обратиться к сообществу управляющих компаний, состоит в создании единой саморегулируемой организации: «Если вы хотите присутствовать на этом рынке, будьте добры соблюдать правила игры», — пояснил Евгений Селедцов. Те, кто откажется вступать в это объединение, должны быть готовы к тому, что о них будет распространена негативная информация и прозвучат обвинения в непрозрачности. Сейчас, по словам Евгения Селедцова, в области уже действует СРО, объединяющая около 100 управляющих компаний, и в случае возникновения конфликтов разбирательства идут внутри этой структуры.
Третьим шагом станет создание единой информационной системы, которая была обкатана в нескольких муниципалитетах области. Уже создано и испытано программное обеспечение, которое позволяет любому пользователю, находящемуся в любой точке земного шара, при помощи Интернета войти в «личный кабинет» и проверить, какие суммы ему начисляют за квартиру в Иркутской области и за что именно. При помощи этой же системы можно подать заявку на ремонт подъезда или написать жалобу на действия или бездействие любого чиновника — в том числе, самокритично отметил министр, и на министерство ЖКХ. После этого можно наблюдать за прохождением заявки или жалобы по инстанциям и видеть наложенные на нее резолюции.
— Для меня это важно и как для жителя, который точно так же может воспользоваться этой услугой, — пояснил Евгений Селедцов, — но важна и «инженерная» составляющая. Эта программа будет, конечно, не общедоступной, но губернатор, например, сможет войти в нее и увидеть в режиме реального времени, как обстоят дела в муниципалитетах, откуда поступает больше жалоб и так далее. Кроме того, там же будут отражаться данные телеметрии о положении дел на каждом теплоисточнике и будут схемы инфраструктуры всех населенных пунктов области.
Пакет документов, необходимых для работы новой информационной системы будет подготовлен к ближайшему заседанию правительства области. Министр настолько уверен в своих силах и достигнутых результатах, что заявил о готовности поделиться опытом и наработками с другими регионами Российской Федерации. Пока такой опыт есть всего у шести областей, и если первым пяти Министерство регионального развития РФ навязало участие в эксперименте в приказном порядке, то правительство Иркутской области пошло на него добровольно и сознательно.
Подготовка к новому отопительному сезону началась 4 марта 2013 года, когда распоряжением по министерству ЖКХ была создана рабочая группа по подготовке. 7 мая этот документ был подкреплен постановлением правительства области, и с тех пор министр постоянно находится в командировках. Так, 2 июня он вернулся из командировки в Маму, где разбирался с проблемой транспортировки угля в рамках северного завоза. Крупное совещание на эту тему состоялось 24 мая, причем было достигнуто соглашение с Осетровским речным портом о перевозке дополнительно 24 тысяч тонн угля. На подготовку к новому сезону из областного бюджета уже выделено 837 млн рублей (всего на подготовку к зиме запланировано использовать более 2,5 млрд), заключены многие муниципальные контракты. Для тех, кто далек от темы северного завоза, следует сделать пояснение: обычно все необходимые документы появлялись в июне, работы, соответственно, начинались в июле — 6 июня было проведено первое селекторное совещание с муниципалитетами о реальном ходе подготовки к зиме.
Работа предстоит серьезная. Необходимо подготовить к зиме 34,8 млн квадратных метров жилого фонда, 1058 тепловых источников; более 3,8 тыс. километров тепловых сетей; 4,8 тыс. километров водопроводов; 3,5 тыс. километров канализационных сетей; 40,5 тыс. километров линий электропередачи; 11,8 тыс. трансформаторных подстанций, 175 водозаборов, 163 водопроводных и 220 канализационно-насосных станций. Планируется установка 12 блочно-модульных котельных. По программе «Чистая вода» будет освоено 287 млн рублей, в том числе более 90 млн — из федерального бюджета, что в девять раз больше, чем в прошлом году. Для модернизации одного только канализационного хозяйства Иркутска необходимо более 8 млрд рублей, и ни область, ни федеральный бюджет таких сумм выделить не смогут — необходима программа, предусматривающая финансирование из всех доступных источников. Переговоры с губернатором области по этому поводу, по словам министра, уже привели к положительному результату: одобрение на разработку программы получено.
Повышение тарифов, по словам Евгения Селедцова, произойдет 1 июля и составит не более 6 процентов, причем работа со службой по тарифам ведется в очень плотном режиме, и к 10 июня министерство уже будет знать цифры по всем муниципалитетам. Повышение тарифов министр назвал «неизбежным и необходимым» явлением — министерство ЖКХ признает, что только областными и федеральными средствами проблемы отрасли не решить, необходимо и привлечение частных капиталов, и увеличение расходов со стороны граждан. Министерство же прилагает все усилия, чтобы договориться о сотрудничестве с крупными компаниями. ВСЖД, например, планирует принять участие в реконструкции котельных в ряде городов, тесно связанных с железной дорогой.
— Инвесторы готовы идти в коммунальное хозяйство, но им нужен более длительный срок тарифного регулирования, — считает министр. — Сейчас этот срок составляет всего год, и это, конечно, очень мало. Законодательство допускает установку тарифов на три-пять лет, и к этому нужно стремиться.
Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»