Чистый и прочный лед, сияние солнца, отражение белых парусов – это просто праздник для глаз, души и сердца. Байкальская буерная неделя – целый год любители спорта ждут этого события. Вот уже более десяти лет буеристы всего мира приезжают на Байкал.
Что такое буерный спорт?
Это – разновидность парусного спорта, но только лодка не плывет по воде, а скользит по льду, управляемая парусом. Буер способен развивать скорость до ста километров в час, он не требует ни бензина, ни электричества. Этот вид спорта появился в начале XVII века в странах Северной Европы и Северной Америки: как гонки на парусных лодках, к нижней части которых приделаны металлические коньки. Родиной буерного спорта считаются Нидерланды, где лодки с парусами и коньками когда-то использовались для перевозки товаров по льду.
В Российской империи первая буерная гонка прошла в 1882 году на Неве. Сейчас в странах Европы этот вид спорта очень популярен. Но глобальное потепление приводит к тому, что ледовая обстановка на озерах и реках Европы стала нестабильной.
- Нередко бывает такое, что в Европе буеристы соберутся на старт, привезут оборудование, видят, что лед уже совсем никакой, и переезжают в соседнюю страну, - рассказывает Валентин Титаренко, командор буерного флота Иркутской области.
Где же весной можно найти хороший лед? Известно, где: в холодной стране Россия, а именно – в Сибири, на Байкале.
Впервые крупные соревнования по буерному спорту прошли на Байкале с 9 по 12 апреля 2012 года на Малом море, в районе деревни Курма. Именно здесь каждый год проводятся буерные соревнования, причем самого высокого статуса: Кубок Азии, открытые чемпионаты России, Кубок Байкала, первенства России…
- В это время года на Байкале уже достаточно тепло, но лед еще достаточно прочный, - говорит т Александр Московских, президент Федерации парусного спорта Иркутской области, - сейчас в рамках Байкальской буерной недели запланировано пять стартов. Это первенство России по парусному спорту в классе буер DN, первенство страны в классе «Ледовый оптимист», чемпионат России в классе буер DN, международные соревнования «Кубок Байкала» и «Кубок Азии».
Заявки на участие подали спортсмены из Владивостока, Москвы, Южно-Сахалинска, Иркутска, Новосибирска, Железногорска. А в предыдущие годы здесь собирались любители буерного спорта со всего мира, причем зарубежных стран. В разные годы на соревнованиях за медали боролись участники из Германии, США, Австрии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Польши и других стран. Но сейчас международные старты для России закрыты. И тем не менее гонка все же стала международной, гордятся участники! Потому что в соревнованиях будет участвовать один спортсмен из Швейцарии.
Как проходят соревнования?
Соревнования проходят не у берега: к месту старта надо сначала добраться. В этот раз организаторам удалось найти поляну довольно хорошего качества, хотя довольно далеко от турбазы.
Обычно буеристам могут мешать торосы, а также снежные «пироги»: эдакие нашлепки из слежавшегося снега. Наезжая на большой скорости на эти препятствия, спортсмены теряют скорость и испытывают не самые приятные ощущения. Но в этом году лед хороший, отмечает Евгений Хромченко из Владивостока, главный судья соревнований:
- Лед великолепный! Я на разных соревнованиях бывал множество раз, и есть с чем сравнивать. То, что мы в это непростое время проводим регату на Байкале, очень хорошо. Эти соревнования проходят в марте-апреле и являются завершением буерного сезона в России. Начинается он везде по-разному, но заканчивается всегда на Байкале. И это очень хорошо. Как можно не любить Байкал? И здесь лед толстый крепкий, и он будет здесь держаться еще долго.
Соревнования выглядят так: спортсмен вместе со своим буером идет к месту старта, все участники выстраиваются в одну линию. Судья следит за силой ветра, и если он тихий, то все ждут. Иногда довольно долго. Наконец сигнал, старт дан! Все разбегаются в двух направлениях — одни направо, другие налево. Это задумано для того, чтобы дать больше пространства для маневров. Участник сначала разгоняет свой буер, а потом на бегу ложится в него и управляет только парусом, чуть приподнимая голову, чтобы контролировать ситуацию. Нужно пройти всю дистанцию. Но иногда ветер «скисает», и судья отменяет гонку. Все едут или идут к месту старта, чтобы начать все заново.
Ветер – это главное. Бывает, что его нет совсем – тогда спортсмены просто стоят и ждут на льду, ожидая у моря погоды. Но бывает и наоборот. Помнится, в 2016 году сарма дула с такой силой, что участники спешно прятались по машинам, и ни о какой гонке не могло быть и речи. Евгений Хромченко оценил ветер на Байкале:
- Он здесь не то что коварный, а… переменчивый! Автобусы не опрокидывает, а вот буера может перевернуть. Но пока ветер отличный, не слишком сильный. Однако по опыту знаю: он может и стихать. Дни могут быть разные.
Он угадал: в среду, 30 марта, не удалось провести вообще ни одной гонки, день вышел «пустым». Однако до этого были целых четыре удачных дня.
Наталья Бурдковская, секретарь соревнований, говорит:
- По правилам, чтобы соревнования считались состоявшимися, мы должны провести не менее четырех гонок. На данный момент нам удалось уже определить победителей и призеров в трех стартах: это Кубок Азии в классах DN и Ледовый оптимист, а также первенство Росиси в классе DN. А вот в среду ни одной гонки в зачет не пошло, ветра не было.
Заключительным событием станет Кубок Байкала в классе буер DN, который начнется 31 марта и завершится 2 апреля. В соревнованиях участвуют как юные спортсмены, так и опытные.
Итоги первых дней соревнований
Кубок Азии, класс буер DN:
Среди мужчин
1 Диденко Антон, Владивосток
2 Коротке Михаил, Братск
3 Матюхин Егор, Новосибирск
Среди женщин
1 Артюх Полина, Владивосток
2 Барыльченко Елизавета, Владивосток
3 Пикаревская Екатерина, Новосибирск
Кубок Азии Класс Ледовый оптимист
Среди юношей
1 Константинов Сергей, Иркутск
2 Карпенко Егор, Владивосток
3 Крутиков Вячеслав, Иркутск
Среди девушек
1 Стыврина Наталья, Новосибирск
2 Даниленко Софья, Владивосток
3 Трофимова Вера, Новосибирск
Первенство России в классе буер DN
Юниоры
1 Виноградов Даниил Иркутск
Юниорки
1 Артюх Полина Владивосток