Второй день Международного Байкальского риск-форума прошел под эгидой партнерства и сотворчества. Спикеры, выступавшие на секциях Дня партнера, говорили о том, почему для инновационного прорыва критически важно искать единомышленников, как развивать территории и менять мир к лучшему, «прокачивая местные сообщества», и почему основным показателем качества деловой среды становится доверие.
Малому предприятию – большую роль
Как чувствует себя малый и средний бизнес сегодня, что помогает ему не просто держаться на плаву, а развиваться, осваивать новые ниши, выстраивать сотрудничество с крупными компаниями и властью, рассказали спикеры секции «Малое и среднее предпринимательство. Риски и возможности».
- Сложно ли малому и среднему бизнесу сейчас? А когда ему было просто? – вопросом на вопрос ответила министр экономического развития и промышленности Иркутской области Наталья Гершун, добавив, что малый бизнес - это живая кровь экономики, которая ее питает.
ТОП-5 рисков, с которыми сталкиваются предприниматели:
• проблемы с логистикой;
• сложности в расчетах с иностранными покупателями и поставщиками;
• дефицит кадров и производственного оборудования;
• рост стоимости сырья и ресурсов;
• поиск рынков сбыта продукции.
Однако любые кризисы рождают новые возможности. Какие именно, озвучила директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» Диляра Окладникова:
1. Импортозамещение – в прибыли точно будут те, кто разрабатывает аналоги брендов, ушедших с российского рынка.
2. IT, искусственный интеллект и цифровизация – решения по кибербезопасности, создание аналогов иностранных софтов, систем мониторинга, ИТ-услуги.
3. Бережливое производство – бизнес-модели, основанные на концепции «разделяй и властвуй».
4. Консалтинг и образовательные проекты – необходимо обучать персонал и развиваться самому. «Хороший врач – читающий врач, а хороший предприниматель – тот, кто не стоит на месте».
Цифра: 63% предприятий малого и среднего бизнеса в Иркутской области испытывают кадровый голод.
Председатель Иркутского регионального отделения «ОПОРА России» Алексей Егоров уверен, что успех «малышей» - в сотрудничестве с крупным бизнесом. Причем малые и средние компании готовы объединяться в кооперации и предоставлять свои товары и услуги «оптом». ИНК – одна из немногих компаний, которая может похвастать успешным опытом сотрудничества малого и крупного бизнеса.
Цифра: В 2022 году 73 % всех закупок в группе компаний было совершено с участием предприятий малого и среднего бизнеса
«Все закупки прозрачны и доступны в специальном разделе сайта компании, - рассказала главный специалист отдела планирования и контроля конкурсных закупок ИНК Анна Адамец. - Участие в закупках бесплатное. Регистрация упрощена, а подрядчикам приходит приглашение на торги по интересующему их профилю. Мы регулярно проводим Дни партнеров, на которых консультируем потенциальных контрагентов».
Специальным гостем Дня партнера стал исполняющий обязанности генерального консула КНР в Иркутске Чуаньцзян Сунь. Он рассказал, как развивается малый бизнес в его родной стране. Нам точно есть чему поучиться.
В Китае выдают около 5 млн патентов ежегодно. Это самое большое число в мире. В стране зарегистрировано более 52 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ежедневно их количество растет почти на 24 тысячи. Свыше 80% жителей заняты на предприятиях малого и среднего бизнеса.
«Социальное партнерство: риски и возможности»
Секция о соцпартнерстве стала одной из ключевых в программе Дня партнера. Как бизнесу влиять на развитие территорий, выбирать социальные проекты для реализации и оценивать их эффективность? Эти вопросы модератор секции, директор департамента по региональной политике и взаимодействию с органами государственной власти ООО «ИНК» Ольга Харина обсудила с экспертами.
1. Кто и как инвестирует в социалку?
Ирина Ефремова-Гарт, Мобиус Технологии, рассказала о трендах в социальных инвестициях лидеров российского бизнеса. По ее словам, крупные компании сегодня заинтересованы в укреплении бренда и взаимоотношений с партнерами, поэтому развивают социальное партнерство, проводят грантовые конкурсы.
«Компании инвестируют в образование, экологию, соцзащиту, здравоохранение, спорт, инклюзию, науку. Большинство из них имеют и стратегию, и политику в этой области. При этом многие готовы вкладывать в собственную институцию, которая будет заниматься социальными инвестициями. Так, в 13% компаний уже работают подразделения по устойчивому развитию, что еще 3-5 лет назад было сложно представить».
По словам спикера, выросло число компаний, описывающих ожидаемые результаты программ в измеряемых и конкретных формулировках. Расширилась и палитра используемых типов и видов оценки.
2. Зачем оценивать эффективность социнвестиций?
Как рассказала Мария Калиновская, Kept, сегодня среди компаний наблюдается тенденция смещения фокуса на социальный аспект в ESG-повестке. «Во многом это наследие ковида. Бизнес во время пандемии осознал, что люди – сотрудники, партнеры, местные сообщества – являются главной ценностью».
По словам эксперта, оценка эффективности социнвестиций позволяет компаниям повышать качество социальной и кадровой политики, спонсорских и благотворительных программ, управлять процессами и оценивать вклад отдельных предприятий.
«Социальная инвестиция – это не безвозмездная передача средств. Бизнесу важно понимать, насколько эффективно он использует ресурсы: сколько компания потратила и сколько получила – как для себя, так и для общества». При этом важно понимать, что оценить социальные эффекты, социальное воздействие «в моменте» сложно. Эти изменения требуют времени.
3. Какие методики помогают в оценке?
«Тот, кто инвестирует деньги, любит их считать», – убеждена Екатерина Ядова, БФ «Вклад в будущее». По ее словам, 92% российских инвесторов считают, что нужно проводить измерение социального воздействия для повышения эффективности вложений. Однако методики, существующие на данный момент, не дают необходимой комплексности, нацелены на ответ «да/нет», а не на системный анализ.
БФ «Вклад в будущее» разработал собственную методику оценки решений с учетом социальной значимости. Методика – гибкая в применении (более 40 критериев, можно выбирать релевантные). «Она позволяет прогнозировать социальную значимость того или иного решения, улучшать дизайн проекта, проектировать стратегию и метрики эффективности проекта». Разработка фонда доступна всем желающим по ссылке.
ИДЕЯ
«Развивать территорию нужно через людей»
Юлия Добровольская из Центра развития предпринимательских и общественных инициатив МО «Мирнинский район» (Республика Саха, Якутия) рассказала, как «прокачивает» местное сообщество в стремлении изменить мир к лучшему.
В Мирнинском районе организовали локальный грантовый конкурс «Культурный код». «Бюджет у конкурса небольшой – 1 млн рублей, но местное сообщество начало активно вовлекаться в процесс и воплощать в жизнь проекты». А для обучения проектному подходу разработали настольную игру. Она позволяет найти местных лидеров изменений и вдохновить их на реализацию инициатив, что особенно важно в условиях дефицита кадров. «Нужно развивать лидеров, а они уже развивают территорию дальше», – убеждена Юлия.
КЕЙС
Как ИНК спасает язык эвенков
«Колобо» – с этим эвенкийским словом, обозначающим «хлеб», благодаря докладу начальника отдела по связям с общественностью и КСО ООО «ИНК» Владимира Елясова, теперь знакомы все участники БРИФ’23. Эксперт рассказал, что уже сделала компания, чтобы сохранить язык и традиции коренного народа Севера - эвенков.
1. Разработала в 2009 году совместно с Союзом содействия КМНС Иркутской области и ученым- этнографом Михаилом Туровым правила поведения в местах проживания коренных малочисленных народов.
2. С 2022 года использует программу содействия сохранению традиционного уклада КМНС.
3. Помогла издать «Эвенкийские и тофаларские сказки», а также литературный сборник молодых авторов коренных малочисленных народов России «Голос Севера» на трех языках – коренном, русском и английском.
4. Помогла в производстве фильмов «Хранители земли Катангской» и «Таежные уроки Ивана Сафонова» о жителях отдаленных сел и стойбищ.
5. Разыграла гранты: их удостоились, в том числе, фотовыставка «Малая родина» и этнокультурный центр «Урикит» в селе Ербогачен, а также уникальный видеопроект, серия роликов для соцсетей «Азбука эвенков-говорим на родном языке».
«Результат нашей работы – дополнительное внимание к теме исчезновения языков, сохранение и передача традиций коренных народов, снижение рисков межнациональных конфликтов», - рассказал Владимир Елясов.
5 принципов эффектуации
Чему менеджеры должны научиться у предпринимателей
Стратегическое и сценарное планирование, к которым так привыкли многие крупные предприятия, не работают в ситуации неопределенности. Как отметила во время своего мастер-класса директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ Галина Широкова, компании сегодня должны стать «амбидекстерами» – сочетать традиционные методы и предпринимательский подход.
Современная бизнес-среда, по словам Галины Широковой, далека от ситуации прогноза, в которой работает стратегическое планирование, и ситуации риска, когда на помощь приходит сценарный подход. «Сегодня мы живем в условиях полной неопределенности. Например, пандемия – кто мог такое предсказать? Что делать, если случается что-то неожиданное? Как обратить неопределенность в свою пользу?»
Как отметила эксперт, здесь необходим предпринимательский подход к решению проблем – эффектуация, или создание и преобразование возможностей: «Мы сами должны создавать новые бизнес-возможности, новые рынки и продукты – исходя из того, кто мы, что у нас есть, что мы знаем, кого мы знаем».
Разницу в подходах Галина Широкова объяснила максимально доступно: «Представьте, что вы хотите приготовить на ужин пасту болоньезе. Вы ищете рецепт, идете за продуктами и действуете. Это типичное стратегическое планирование. А теперь представьте, что у вас есть цель поужинать, но нет цели приготовить именно болоньезе. Вы открываете холодильник и обнаруживаете какие-то ингредиенты. Начинаете фантазировать, что из этого можно сделать. Не хватает соуса? Идете к соседу, а он еще и бутылку вина дает. Получаете ужин. Это – эффектуация».
По словам спикера, сегодня корпоративные менеджеры из успешных, долговечных и крупных компаний массово записываются в бизнес-школы, надеясь добавить предприимчивости себе и своему бизнесу. Участникам БРИФ’23 эксперт рекомендовала пять предпринимательских принципов, которые можно применять уже сейчас.
1. «Синица в руке»
Начните с ваших средств – того, что вы имеете. Не ждите прекрасной возможности. Принимайте меры, основанные на том, кто вы, что вы знаете и кого вы знаете.
2. «Принцип допустимых потерь»
Установите размер допустимых потерь: оцените возможности исходя из того, какие потери являются приемлемыми, а не на основе привлекательности предполагаемых доходов.
3. «Лимонадный принцип»
Решайте непредсказуемые ситуации, превращайте лимоны в лимонад. Используйте сюрпризы, которые возникают из непредсказуемых ситуаций, оставаясь гибкими, а не привязанными к существующим целям.
4. «Лоскутное одеяло»
Стройте взаимоотношения с людьми и организациями, которые имеют реальное стремление к созданию совместного будущего продукта, фирмы, рынка – с вами.
5. «Пилот в самолете»
Создавайте возможности. Когда вы можете создать будущее (а это случается при работе с вещами в пределах вашего контроля и людьми, которые хотят вам помочь), вам не нужно беспокоиться о предсказании будущего, определении идеального времени или оптимальной возможности.
Итоги второго дня форума
- 41 спикер выступил на Дне партнера,
- более 1 000 зрителей присоединились к онлайн-трансляции форума на YouTube,
Напоминаем, что запись докладов спикеров остается на YouTube-канале и в сообществе BRIF ВКонтакте.