День спортивного журналиста иркутская пресса провела на картинге (видео)

…Если честно, мне казалось, что я ехала очень быстро. Особенно когда лихо выезжала с поворота, не притормаживая, а зрители так внимательно смотрели, снимали на телефоны и разве что не аплодировали. Но при просмотре видео я услышала, как коллеги весело переговариваются: что это Ника так медленно едет? Что ж… Я старалась. 2 июля весь мир отмечал день спортивного журналиста. А представители спортивной прессы Иркутска встретили праздник на картинге.


Ника ПЕСЧИНСКАЯ

Это была давняя идея: проводить в Иркутске мастер-классы для спортивных журналистов. Чтобы они состояли из двух частей. Сначала - теория: нам расскажут о виде спорта, об успехах наших земляков в нем, о прошедших и предстоящих соревнованиях… А потом – практика: немного попробовать самим и испытать на себе! В прошлом году мы даже сходили на мастер-класс по теннису – к тренеру Аркадию Лебедеву. Обе стороны остались довольны друг другом!

Нынешним летом мы решили это возобновить. Польза – обоюдная: журналисты получат представление о виде спорта, смогут более грамотно рассказывать о нем в своих репортажах. А виду спорта – опять же какая-никакая известность и реклама!

И международный день спортивного журналиста – отличный повод для возобновления таких культпоходов! 

Тем более что как раз на днях нам позвонил и пригласил к себе Станислав Валерьевич Лыжин, президент федерации картинга Иркутской области, он же – тренер сборной нашего региона.

Картинг-клуб, где работает Станислав Лыжин, находится прямо перед ледовым дворцом «Айсберг». Вот это множество шин, скрепленных между собой, которые вы видите, - и есть трасса. Когда в «Айсберге» большие концерты, это иногда несет некоторые неудобства: место приходится освобождать под парковку, растаскивать шины, отменять тренировки и несколько дней ничего не зарабатывать. Клуб существует на самоокупаемости – одни люди приходят сюда покататься в удовольствие, 10 минут катания стоит 500 рублей. Но оно того стоит, картинг доставит удовольствие даже очень опытным водителям со стажем. Например, наша фотограф Таня Глюк, между прочим, лучший спортивный фотокорреспондент Иркутской области, смеется, что дома ее в шутку называют «Шумахер»: она очень любит быструю езду. И опыт у нее – дай Бог: она окончила школу высшего водительского мастерства. Вот такие у нас спортивные журналисты!

- В детстве у меня кукол не было, одни машинки, - вспоминает Татьяна. И вот она как раз получила самое настоящее удовольствие от картинга! Я лично больше боялась. Когда ехала – все было отлично, но к концу заезда все равно немного устаешь. Впрочем, обо всем по порядку.

Давайте сначала расскажем про федерацию картинга! А то вдруг вы потом не станете слушать?

- Федерация создана в 2015 году, в Иркутске постоянно проводятся соревнования – любительского уровня. А наша команда уже давно и успешно участвует в соревнованиях профессионального уровня – первенство Сибири, России, - говорит Станислав Валерьевич.

- Кто у нас славится своими успехами?

- У нас очень хорошая команда, мы на протяжении многих лет занимаем лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе! Вот недавно мы ездили на первенство СФО, и опять у нас первое командное место. Если брать картинг, то известны такие фамилии: Саша Вовк, Артем Коновалов, Марк Николаев из Шелехова, ангарских ребят очень много сильных, братских. И девчата есть хорошие: например, Полина Журавская, она выиграла досрочно зимнее многоэтапное первенство.

Сезон в картинге идет и зимой, и летом. Когда тепло – гоняют по асфальту, а зимой готовится ледовая трасса, и гонка проходит на шипованных шинах. Каждый месяц в последнее воскресенье – любительская гонка для всех желающих.

- Любой может принять участие, мы предоставляем нашу технику. Стартовый взнос – 1500 рублей, весь день соревнования.

Вообще, картинг – это начальная школа, это базовая ступень, это основа автомобильного спорта. Ни для кого не секрет, что все топ-пилоты мира – выходцы из картинга. В России картинг появился в 1961 году. А уже спустя три года в стране было 86 картодромов! Сегодня все гораздо более грустно.

- Мы на сегодня – единственный регион, который не имеет полноценного автодрома, - говорит Станислав Лыжин.

- А как мы в таких условиях занимаем лидирующие позиции в Сибири? 

- За счет энтузиазма – собственного и родителей, держимся, тренируемся. Вот на этой площадке. Тренировки, обучение, теория.

- А со скольки лет можно заниматься картингом?

- Я считаю, что можно и нужно заниматься с 5-6 летнего возраста. Можно и раньше, и позже. Все зависит от того, каких целей хотите достичь. Если хотите выступать на топовом уровне, то пятнадцать лет для картинга уже возраст «пенсионный». Если хотите вырастить хорошего пилота, то чем раньше, тем лучше. Но опять же не всем это дано.

- А перспективы?.. Если ребенок из Иркутска делает успехи, то реально ли спортсмену из Иркутска прорваться «наверх», допустим, в «Формулу»-1?

- Давайте так: «Формула»-1 – это, скажем, королева гонок. Но, кроме нее, есть и множество других дисциплин автоспорта. Картинг, багги, кросс, ралли-кросс, автомногоборье, шоссейные, кольцевые гонки – масса дисциплин, где можно расти.

Мы помним, что в Слюдянке каждый год проводится гонка на Мраморном карьере. Станислав Лыжин – один из организаторов, в последние годы член судейской коллегии. Очередная гонка прошла 16 июня.

- Уровень участников – очень высокий, на сегодняшний день три пилота побили рекорд трассы! И новый рекорд трассы сейчас принадлежит молодому спортсмену, Яну Жидовецкому.

Конечно, автоспорт – это очень дорогое удовольствие. И не секрет, что основной упор у нас в стране на олимпийские виды, чтобы добывать стране медали и славу, которые можно будет предъявить всему миру. А для себя… О своих мы как-то забываем.

- Даже землю под строительство автодрома не получить. Если и дадут ее где-то за чертой города, каким образом ребятишкам туда добираться? Только на машинах. Словом, это из области фантастики. И помощи никакой, все за счет родителей. Спонсорам, компаниям мы не интересны. Им что нужно? Отдача в виде рекламы, шумиха. Да, есть единицы людей, которые нам помогают. Но в основном мы сами себе спонсоры. Вот я вкладываю свои личные средства.

- То, что зарабатываете здесь?

- Да, все, что мы тут зарабатываем на прокате, уходит тут же, не отходя от кассы».

И тем не менее занимающихся немало. Не секрет, что автоспорт никогда не был дешевым. И занятия в этой школе картинга обходятся в семь тысяч рублей в месяц – если занятия дважды в неделю, по 2-3 часа. И этих денег хватает только чтобы окупить расходные материалы – масла и бензин.

- Я на школе ничего не зарабатываю – на этом не заработаешь.

- Но даже если дети и не пойдут в профессиональные гонщики – наверное, занятия в этой школе многое дают?..

- У нас в стране очень плачевная ситуация с технически образованными кадрами и специалистами. И чем дальше – тем хуже. Мы сейчас стараемся плотно сотрудничать с нашим иркутским ремесленным училищем, с техническими вузами. Помимо того, что мы учим детей начальным навыкам вождения, и это им в жизни потом пригодится, - мы еще и учим их понимать техническую составляющую вопроса. Учим пользоваться инструментом, крутить болты-гайки, чтобы они понимали, грубо говоря, «с чем это едят»!

- Теория совмещается с практикой.

- Однозначно! Мы даем теорию, начиная от азов юридического обоснования, правил проведения соревнований, уставов, кодексов российской автомобильной федерации. И плюс техническая теория – начиная от того, что такое инструмент и как им пользоваться, и заканчивая устройством двигателям внутреннего сгорания и настройкой шасси.

- Основная сложность в чем?

- Отсутствие автодромов, трасс, базы, государственной поддержки. По крайней мере в регионах Сибири и Дальнего Востока.

- А в Европе и на Западе?

- В Италии чуть не в каждом дворе картодром имеется. Мы в России в основном едем на европейских моторах и шасси. Все производится в Европе. Выступаем мы только за счет энтузиазма спортсменов и их родителей. Они хотят, чтобы дети достигли результатов.

- А как определить способного ребенка, в чем это проявляется?

- В первые два-три месяца уже видно, дано это ребенку или не надо. Второе: дети же они как губка. Если ему это дано – ему это понравится, и он будет этим заниматься. Будет расти и поднимать свой уровень. Конечно, есть более одаренные дети, есть менее. Но для нас нет цели выбрать самого способного и растить его, получать амбициозный результат. Я занимаюсь всем этим, чтобы как можно больше детей могли получить путевку в жизнь. И им это поможет в жизни. Сто процентов.

- Ну, что? Пойдемте пробовать? 

- Пойдемте. 

Станислав Валерьевич показал нам, где брать шлемы и подшлемники. 

Продолжение – как мы учились кататься и что из этого вышло - в следующей серии. 


Видео


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ