Укрепляем здоровье будущего первоклассника

На что важно обратить внимание при подготовке детсадовца к школьной скамье

Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый коллектив. На что важно обратить внимание, оценивая физическое и психологическое здоровье будущих первоклассников, и как подготовить любимое чадо к новым нагрузкам и неизбежным стрессам?

Окулист, невролог, ортопед...

При подготовке к школе очень важно уделить особое внимание физическому и психологическому здоровью ребенка, ведь поступление в первый класс — это всегда тяжелый эмоциональный стресс, серьезная психофизиологическая нагрузка. Новый коллектив, новый режим дня... Все неизвестное, все непривычно — как тут не волноваться?

Итак, первое, о чем стоит упомянуть, — о визитах к врачам. Родителям будущего первоклассника заблаговременно, как минимум за несколько месяцев, следует посетить педиатра и проконсультироваться со специалистом на тему физической готовности ребенка к школе, чтобы в случае вероятных проблем успеть принять необходимые меры. Как вариант — пройти лечебные физиотерапевтические процедуры, пропить курс витаминов или иммуностимулирующих препаратов. Хорошо бы заранее пройти всех узких специалистов, посетить окулиста, невролога и ортопеда, ведь даже незначительные проблемы со здоровьем могут усложнить адаптацию к школе. Например, известно, что ребятишки с нарушением осанки быстро утомляются и часто жалуются на слабость, а детям с нервно-психическими нарушениями труднее справляться со стрессовыми ситуациями и находить контакт со сверстниками. Словом, чем раньше мамы и папы озадачатся вопросами физиологической готовности ребенка к школе, тем больших проблем им удастся избежать.

Визит к психологу не помешает

Между тем наряду с физиологической готовностью ребенка к школе неменьшего внимания родителей требует и психологическая. Последняя, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, волевую, мотивационную и личностную готовность.

— Об интеллектуальной и волевой готовности ребенка к школе родители, как правило, не забывают. Такие вопросы, как развитие памяти, мышления и воображения, а также усидчивость и концентрация внимания, находятся, что называется, во главе угла, — отмечет детский психолог Юлия Ярынич. — Однако неменьшую роль в успешной адаптации к школе играет личностная и мотивационная готовность. Во многом именно от этих двух вышеназванных факторов зависит то, насколько быстро и легко совладает ребенок с первыми школьными сложностями, привыкнет к ученическим будням. Личностная готовность к школе — это комплексный показатель, который включает в себя такие навыки, как умение работать в коллективе, идти на уступки, контактировать с окружающим миром, разрешать конфликты. Чем выше уровень личностной готовности, тем быстрее и легче пройдет адаптация. Определить же степень готовности родителям помогут собственные наблюдения, отзывы педагогов и воспитателей, а также книжки-брошюрки с тестами для будущих первоклашек. Нелишней будет и консультация с психологом.

— Такие проблемные вопросы, как застенчивость, робость, излишняя восприимчивость к мнению окружающих или же, скажем, строптивость, чрезмерная раздражительность или плаксивость, зачастую требуют планомерной и длительной корректировки, — отмечает Юлия Ярынич. — Заблаговременная работа с психологом, а если нужно и с неврологом, поможет своевременно выявить такие проблемы и повысить степень личностной готовности к школе.

Почему ты хочешь в школу?

Мотивация к учебе — еще один немаловажный аспект, который требует особого внимания родителей. Спросите будущего перво- классника, что он ожидает от школы.

Если малыш с восторгом будет говорить о новых друзьях — преобладает коммуникативная мотивация. Если примется рассказывать о том, как увлекательно и весело будет в школе, — мотивация игровая. Если же на ваш вопрос ребенок отвечает примерно следующее: «О, в школе будет так здорово! У меня будет такой замечательный костюм, такие красивые рюкзак и пенал!» — мотивация у малыша внешняя.

А между тем в случае, когда у ребенка явно преобладает один из трех вышеназванных вариантов, адаптация к школе не обещает быть легкой. Первоклашка быстро поймет, что игры, друзья и внешние атрибуты — это лишь одна из составляющих учебы. Главное в школе — усердие, труд и освоение новых знаний. Словом, родители непременно должны поспособствовать развитию у ребенка учебной мотивации к школе. Это позволит избежать излишних разочарований. Ведь очень важно, чтобы первые впечатления от школы не обманули ожиданий вашего первоклассника.

— Постарайтесь увлечь ребенка новыми знаниями. Расскажите о том, сколько интересного он узнает, какими навыками овладеет, — советует детский психолог. — Для кого-то стимулом к развитию учебной мотивации послужат рассказы о диковинных животных или дальних странах, для кого-то — о средневековых рыцарях или пиратах.

Как повысить стрессоустойчивость?

Между тем главное не перестараться, развивая у малыша учебную мотивацию к школе. Акцентируя внимание будущего первоклассника на труде, усердии и новых знаниях, очень важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе. В противном случае без проблем не обойтись.

— Зачастую, рассказывая о школе, родители не столько подбадривают своих ребятишек, сколько стращают. Ну, скажем, в подробностях рассказывают о том, как долго идут уроки, как много заданий задают на дом, как мало времени остается у перво- клашек на игры и прочие развлечения. Конечно, такая тактика недопустима, — отмечает Юлия Ярынич.

Еще одна крайность родителей — излишне усердная подготовка к школе, с жестким регламентом занятий и чрезмерными нагрузками. Как итог — усталость и раздражение. Ребенок еще и не приступал к учебе, а книжки и тетрадки ему уже не в радость.

— Занимаясь с будущими первоклассниками, нельзя забывать про главное правило: учеба должна быть в удовольствие и в радость. А значит, излишнее рвение и чрезмерные нагрузки недопустимы, равно как и упреки родителей, — подчеркивает психолог.

Тем более не стоит, столкнувшись с неудачей, демонстрировать сомнения в способностях ребенка. Фразы из разряда «И как ты будешь учиться?» обладают удивительно разрушительной силой. Если вы не верите в малыша, то кто же в него поверит?

— Ничто не повышает стрессоустойчивость ребенка так, как уверенность в собственных силах, а также в любви и поддержке родителей. И здесь роль мам и пап сложно переоценить, — утверждает детский психолог Юлия Ярынич. — Не пугайте ребенка наказаниями за неудачи, не ругайте за допущенные ошибки, а как можно чаще хвалите и восхищайтесь его успехами. Всегда акцентируйте внимание на победах ребенка и никогда — на промахах.

Чем больше летних впечатлений, тем лучше

Подготовка ребенка к первому классу — дело не одного дня. По-хорошему, к планомерной работе по развитию физической и психологической готовности ребенка к школе нужно приступать как минимум за два года до учебы. И тем не менее лучше поздно, чем никогда, тем более что последние полгода — это, пожалуй, самое ответственное время. Весенние месяцы можно посвятить походам по специалистам и максимально объективной оценке готовности ребенка к школе, ну а летние месяцы — корректировке вероятных проблем и, конечно, полноценному, качественному отдыху. В целом же будущий первоклассник обязательно должен много гулять, дышать свежим воздухом и как можно больше времени проводить на природе. В идеале — посещать бассейн, занятия в спортивных секциях.

— В последнее дошкольное лето лучше оградить ребенка от излишних интеллектуальных нагрузок, а свободное время посвятить укреплению иммунитета, — советует психолог. — Дача, походы в горы, путешествие к морю, поездка к бабушке в деревню — чем больше впечатлений, тем лучше.

Советы родителям будущих первоклассников

* Уважайте ребенка как личность. Не ругайте и не оскорбляйте его, особенно в присутствии посторонних.

* Не стройте взаимоотношения на запретах, как можно чаще хвалите и восхищайтесь ребенком.

* Старайтесь сохранять в семье доброжелательную и эмоциональную атмосферу. В сознании малыша дом должен быть надежным тылом.

* Поощряйте успехи ребенка и не акцентируйте внимание на неудачах, развивайте и поддерживайте интерес к обучению.

* Не требуйте любой ценой только отличных результатов и высоких оценок.

* Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе, выезжайте на природу. По возможности посещайте бассейн.

* Чаще разговаривайте с любимым чадом, всегда отвечайте на все его вопросы.

Дина Выходцева, «СМ Номер один»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ