Пьянству - бой!

За езду в нетрезвом виде штраф планируют повысить до 30 тысяч рублей, за неоднократное вождение подшофе — до 200 тысяч

Госдума рассматривает законопроект об ужесточении наказания за вождение в не- трезвом виде. Штрафы хотят поднять, а минимальные уголовные сроки повысить. Сейчас законопроект вовсю обсуждается: автолюбители дискутируют, парламентарии спорят. Кто-то называет меры драконовскими, кто-то считает их вполне справедливыми.

Вот так штрафы!

Итак, первое, что предполагает законопроект, — это существенное повышение штрафов за вождение в нетрезвом виде. Новичков планируется карать 30-тысячными штрафами, бывалых нарушителей — суммами до 200 тысяч рублей. В первом случае дополнительным «бонусом» к денежному взысканию будет изъятие прав на срок до 2 лет, во втором — до 3 лет.

В целом же точки зрения на сей счет звучат разные. Одни проявляют единодушие с мнением парламентариев, другие лишь удивляются астрономическим штрафам.

— Что значит слишком большие штрафы, слишком большие суммы? А вы не садитесь за руль в нетрезвом состоянии, и все будет в порядке! Вот мне, например, в принципе все равно — 30 тысяч штраф, 50 или все 200, — делится мнением директор автошколы «Автомобилист» Геннадий Кабанов. — Я просто знаю, что за руль нетрезвым я никогда не сяду.

Поддерживает такое мнение и депутат Заксобрания Иркутской области Татьяна Бардымова: — Буквально несколько дней назад пьяный водитель в городе Красноярске сбил семью из четырех человек. В итоге мужчина скончался на месте, а женщина и двое ребятишек находятся в больнице. Ну о чем здесь рассуждать? Конечно, ужесточать ответственность необходимо.

Отбирают права? Ходите пешком!

Еще одно вероятное нововведение — это ужесточение санкций для водителей, совершивших ДТП в нетрезвом состоянии. Так, за гибель человека под колесами пьяного автолюбителя предлагается назначать лишение свободы сроком от 2 до 7 лет, а за гибель двух и более человек — от 4 до 9 лет. Сейчас, напомним, нижние границы тюремного срока не предусмотрены: в первом случае пьяному водителю грозит до 7 лет, во втором — до 9 лет.

— Я считаю, что ужесточения вполне справедливы, особенно в части повышения минимальных уголовных сроков. Ведь не секрет, что пьяные водители, насмерть сбившие людей, частенько отделываются условными сроками. Конечно, это не дело, — уверен Алексей Шабанов, председатель Союза автомобилистов Сибири. — Другой вопрос в том, что и максимальные уголовные сроки следовало бы, я считаю, повысить. Помните, резонансное ДТП в Москве, где пьяный водитель протаранил автобусную остановку и насмерть сбил двоих взрослых и пятерых детей? Не думаю, что 9 лет лишения свободы — это справедливое для него наказание...

В целом Алексей Шабанов уверен: пьяный водитель — потенциальный убийца. И если в иных случаях причинами ДТП становятся неблагоприятные погодные условия или, скажем, фатальное стечение обстоятельств, то здесь лишь преступная безответственность. — Ежедневно к нам в союз обращаются автолюбители, попавшие в ту или иную малоприятную ситуацию. Кто-то тщетно добивается выплаты по автостраховке, кто-то отстаивает свою правоту в споре с инспекторами ГИБДД. И по мере сил мы всегда стараемся помочь, — отмечает Алексей Шабанов. — Однако в тех случаях, когда дело касается вождения в нетрезвом виде, мы не помогаем никогда. Это наша принципиальная позиция. Никакой поддержки, никакой юридической помощи! Отбирают права за езду в пьяном виде? Покупайте проездной или ходите пешком!

Битва за промилле

В середине марта законопроект об ужесточении наказания для пьяных водителей уже успел пройти первое чтение. Правда, не без споров и жарких дискуссий. В числе наиболее любопытных предложений — инициатива одного из депутатов Госдумы о возвращении допустимой нормы промилле. Напомним, что сейчас, согласно действующему законодательству, наличие алкоголя в крови не допускается вовсе. А между тем, по мнению ряда экспертов, введение порога в 0,2 промилле защитило бы дисциплинированных водителей от вероятных погрешностей, вызванных, в частности, принятием лекарств или употреблением некоторых безалкогольных напитков. В отдельности отметим, что в рядах автолюбителей сторонников такой инициативы немало. На просторах Интернета давно идет сбор подписей за возвращение допустимой нормы.

— Я тоже считаю, что минимальные промилле действительно необходимо вернуть, ведь не секрет, что алкогольный фон дают иной раз и безалкогольные напитки, — считает директор автошколы «Автомобилист» Геннадий Кабанов. — Тот же квас, например, или кефир. Представляете, каково это — лишиться прав на несколько лет только из-за глотка кефира?..

А вот по мнению профессора, доктора медицинских наук, депутата Заксобрания Иркутской области Татьяны Бардымовой, минимальную дозу алкоголя в крови возвращать не стоит.

— Я считаю, что лучше уж в данном вопросе проявить излишнюю строгость, чем допустить излишнее послабление, — уверена депутат. — Ну а вообще, чтобы алкотестер показал хотя бы одну десятую промилле, это надо выпить очень много кваса или кефира. Что касается лекарств, содержащих спирт, то таких препаратов сравнительно немного. И в инструкциях к таким средствам, как правило, есть строчка о том, что после их употребления садиться за руль не рекомендуется. Поэтому если внимательно читать инструкции и, что немаловажно, следовать им, то думаю, что проблем не возникнет.

А как насчет неотвратимости?

Впрочем, если вопрос по поводу промилле и вызывает дискуссии, то как таковое ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде — фактически нет. Кажется, большинство экспертов и рядовых водителей все-таки уверены: чем строже, тем лучше. Единственное, что вызывает сомнения, — вопрос неотвратимости наказания.

— Ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде — это, конечно, хорошо. Однако главное, я считаю, — это не суровость наказания, а его неотвратимость. А вот с этим-то у нас большие проблемы, — считает Вячеслав Мансуров, автолюбитель с 15-летним стажем. — Например, в числе моих коллег и знакомых есть люди, которых ловили с поличным. И как минимум в половине случаев они избегали заслуженного наказания. Кому-то помогали связи, кому-то — деньги.

— Да, неотвратимость наказания — это очень важный вопрос. А иначе какой смысл ужесточать законы? — соглашается Геннадий Кабанов. — И проблема здесь не только в коррупции, но и в нехватке экипажей и постов ГИБДД. Да и проверок, рейдов на дорогах города, я считаю, должно быть больше.

Только цифры

По данным Управления ГИБДД ГУВД Иркутской области, в 2012 году по вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, в регионе произошло 237 ДТП, в которых 48 человек погибли и 319 получили ранения. И хотя в сравнении с 2011 годом общее количество подобных происшествий несколько снизилось (с 260 до 237), в отдельных районах области число ДТП с участием пьяных водителей, напротив, существенно возросло, в том числе в Слюдянском, Тулунском, Боханском, Осинском, Усольском и Иркутском районах. Всего в 2012 году на дорогах области было выявлено свыше 15 тысяч водителей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии.

Дина Оккерт, «СМ Номер один»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ