Работники «скорой», если по-военному, всегда на линии фронта. Потому что работают с самым важным – с жизнью человека. Поэтому к их действиям всегда пристальное внимание - на грани между придирками и бесконечной благодарностью. Уже несколько месяцев читинскую Станцию скорой помощи возглавляет новый главврач - Сергей ПАРТС. С ним и поговорили мы о том, что изменилось в работе ССМП с его приходом и с приходом нового года.
Теперь, по-новому, учреждение будет называться «государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи». С 1 января 2013 года изменился порядок финансирования учреждения. Отныне основным источником поступления средств станет фонд обязательного медицинского страхования, но Сергей Партс призывает население не волноваться – все вызовы для пациентов по-прежнему будут бесплатными. Если что и изменится, так это то, что бригада по приезду может попросить у больного страховой полис.
- Но и в случае его отсутствия, и даже если нет паспорта, мы все равно окажем помощь. Просто потом будем отрабатывать со стационарами. В нашем соглашении службы ОМС есть отдельный пункт о неидентифицированных пациентах, в таких случаях сам Фонд оплачивает эти вызовы, так что в любом случае все решается. Это наша внутренняя кухня, которая пациентов не должна касаться, - рассказал собеседник агентства.
- Расскажите, как сегодня строится работа станции? Сколько работает человек? Как отличаются специализации бригад?
- У нас работает свыше 500 человек, станция рассчитана на 26 бригад. Есть профильные бригады педиатрические и линейные, кардионеврологические, психиатрические, есть токсикологическая бригада… Работа осуществляется на центральной станции и двух подстанциях – на КСК и Черновских.
- Какие появились нововведения на станции и какие будут в ближайшее время? Расскажите о новых системах ГЛОНАСС, которыми оснащаются машины?
- Системы ГЛОНАСС и раньше у нас были, сейчас просто идет переустановка на новые, более современные терминалы, которые сочетают в себе возможности навигатора, потому что постоянно приходят новые водители, кто-то знает город, кто-то не очень. Да и адреса иногда такие поступают, что даже я сам, проживая в Чите, таких мест совершенно не знаю. Так что эта новая система ГЛОНАСС с навигаторами, конечно, лучше, чем предыдущая. Также она дает возможность резервного канала связи. Там, где радиостанция не берет, есть возможность через ГЛОНАСС связаться с диспетчерской.
- В чем сегодня острее всего нуждается станция?
- Если бы вы мне этот вопрос задали перед Новым годом, я бы сказал, что в автомобилях, но в декабре нам передали пять автомобилей марки «Форд» и, благодаря этому, новогодние праздники, когда идет всплеск вызовов, мы пережили относительно спокойно. Конечно, автопарк устаревает и со временем нуждается в плановом обновлении. Основная масса машин поступала за счет нацпроекта «Здоровье» и сейчас, конечно, уже подходят все сроки их менять. Пять поменяли, на остальные составлен план, утвержденный Борисом Петровичем Сормолотовым. На сегодня у нас 31 машина способна оказывать скорую медицинскую помощь. В день выставляем на дежурство 25-26 бригад, остальные машины находятся в резерве. В том случае, если машина ломается, бригада пересаживается на резервную машину.
До и после полуночи
На наболевший вопрос о «масле масляном» - то бишь о скорости «Скорой помощи», - Сергей Партс отвечает: «Среднее время приезда машины скорой помощи – 14 минут». Ситуации бывают разные, но за время своего руководства главврач ССМП не сталкивался с тем, чтобы врачей читинской скорой обвиняли в смерти пациента из-за неприезда или позднего приезда бригады.
- Сколько в год летальных случаев, когда человека спасти не удается и по приезду приходится констатировать смерть?
- Это очень сложно дифференцировать. Нас часто вызывают просто на констатацию смерти, если человек, к примеру, скончался, когда уже не работают поликлиники. И повод тоже, получается, связан со смертью, но не с оказанием медицинской помощи.
- В какое время вызовов обычно больше?
- Касаемо времени года, это зависит от того, какая эпидемическая ситуация. Всплеск ОРВИ может регистрироваться весной, а может осенью, от этого и зависит рост числа вызовов. Что касается времени суток, то 80% вызовов приходится на промежуток с 8 утра до полуночи, а ночью – остальные 20%. Что касается возраста, за прошлый год немного увеличилось число детских вызовов по сравнению с позапрошлым годом. Но в этом году планируется открыть два пункта неотложной помощи на детских поликлиниках №3 и №4 в Чите, которые будут разгружать пик вечерних вызовов. Обычно ситуация складывается так: родители пришли с работы домой, обнаружили, что у ребенка температура, а поликлиники уже не работают. И они звонят в скорую. Сейчас решен вопрос о том, что режим работы дежурных педиатров продлен до восьми вечера плюс откроются два пункта неотложной помощи в тех детских поликлиниках, которые имеют наибольшее число вызовов. То есть мы будем принимать вызов и передавать его в эти пункты.
- Существует ли сегодня для нашей скорой проблема ложных и хулиганских звонков?
- Уже года два как наши диспетчерские оснащены определителями номера, так что любой ложный вызов можно отследить, и проблема была минимизирована, так что я даже не припомню каких-то случаев хулиганства. Но существует проблема безрезультатных вызовов, когда, к примеру, приезжают на вызов, а дверь не открывают, или человек говорит, что не вызывал. Или не дождался скорой. Особенно летом был всплеск, когда закрыли вытрезвитель, человек пьяный лежит, его никто не подбирает. Люди вызвали скорую, а он проспался и ушел. Такие вызовы не превышают 4%.
- Есть ли пациенты, злоупотребляющие вызовами по любому поводу?
- Каждое утро мы передаем списки хронических больных, которые часто вызывают скорую помощь, в поликлиники по месту жительства, чтобы они с ними отрабатывали. В любом случае, человеку без медицинского образования очень сложно оценить, стоит в данном случае вызвать скорую или нет. Для таких случаев у нас есть дежурный врач-консультант, который по телефону дает рекомендацию, и оценивает ситуацию, стоит отправлять бригаду или нет.
Какие заслуги – такие надбавки
В разговоре с Сергеем Партсом мы не смогли обойти и еще одну волнующую тему – зарплату врачей…
- В декабре губернатор края Равиль Гениатулин поручил министру Сормолотову заняться стимулирующими выплатами для врачей скорой помощи... Уже выполняется это распоряжение?
- Эта система, система надбавок, работает с 2010 года, стимулирующая часть начисляется в соответствии с интенсивностью и качеством работы. Другое дело, что с нашим переходом в ОМС появляется возможность эту часть увеличить. Если она составляет небольшой процент от заработной платы, то никакая это не стимуляция, человеку за эту мизерную надбавку стараться не хочется. Речь шла о том, что в ОМС главный врач сам распоряжается, куда пойдут деньги – на надбавку или на что-то другое. Если раньше мы работали по жесткой смете, то при одноканальном финансировании мы деньги получаем за вызовы, соответственно, мы имеем возможность сэкономить где-то на ГСМ, где-то на коммуналке… И сэкономленные деньги я уже сам могу распределить и увеличить надбавку тем работникам, которые качественно и хорошо работали. И это уже будет не одна-две тысячи, а прибавка посущественней. Причем, эта прибавка не уравниловская. Есть определенные критерии качества работы: соблюдение своих обязательств, отсутствие жалоб и так далее…
- Какая в среднем зарплата сегодня у работников скорой помощи в Чите?
- У врачей - 31 тысяч рублей, у фельдшеров – 24 тысяч рублей, у водителей – 16 тысяч рублей.
- Известно, что зачастую работники скорой подвергаются нападениям, выезжая на вызов. Как обеспечивается их безопасность?
- Этот вопрос был актуален около года-полутора назад. Тогда случались нападения. В прошедшем году случаев нападения не было. Кроме того, мы всегда стараемся, чтобы в состав бригады обязательно входили мужчины. Также работники имеют средства индивидуальной защиты, баллончики и т.д. И новый терминал ГЛОНАСС, о котором говорилось выше, содержит тревожную кнопку, сигнал перейдет в диспетчерскую, откуда, в свою очередь, по прямому каналу свяжутся с полицией. И если у бригады есть какие-то сомнения по поводу вызова, что там может быть какой-то криминал или опасность, мы имеем право обслуживать вызов с сотрудниками полиции.
- Платная скорая помощь – видите ли вы такую форму работы в нашем крае? Может ли она существовать и при каких условиях?
- У нас действуют некоторые платные клиники типа «Детокс», но они специализируются на определенном состоянии, которое иногда возникает у наших граждан. Что касается платной скорой, то для того, чтобы создать таковую, нужно сделать очень большие капиталовложения. Стоимость автомобиля скорой помощи на базе «Газели» – около полутора миллионов рублей, если иномарка – за два миллиона. Необходимо оснастить их оборудованием, привлечь кадры, платить им достойную зарплату. Думаю, с коммерческой точки зрения это будет нерентабельно, и окупаемость, если и будет, то достаточно нескоро.
Надежда Шайтанова