Ультарамарафонец Дмитрий Ерохин - бегом вокруг Байкала

Преодолеть двести пятьдесят километров по раскаленной пустыне Сахара проще, чем пробежать вокруг озера Байкал? В каком-то смысле - да, считает ультрамарафонец Дмитрий Ерохин, знаменитый бегун, который прошел, точнее, пробежал не один экстремальный маршрут.

Байкал - сложнее, чем Сахара?

С 2006 года на его счету - 22 марафона, 15 ультрамарафонов, 20 рогейнов, а также сложнейший Marathon des Sables - путь протяженностью 250 км в пустыне Сахара. Оказывается, что все эти испытания были лишь подготовкой к самому сложному на данный момент - забегу вокруг Байкала.

Дмитрий - не только спортсмен-экстремал, но и автор более пяти тысяч статей в Википедии. В 2012 году Дмитрий был награжден премией Wikipedia за наибольший вклад, написав за год 4 294 статьи. Так что данный маршрут - это не только спортивные задачи, но и познавательные:

- Я буду фотографировать природные объекты, населенные пункты, горы, берега, мысы, ручьи и речки. И все эти изображения планирую потом загрузить на Википедию и написать статьи о Байкале, Бурятии, Иркутской области . Но основное - это, конечно, спортивная задача: преодолеть дистанцию.

Такие бегуны-экстремальщики соревнуются не только с собой, с погодой и прочими условиями - важно еще пытаться побить рекорд того, кто шел этим маршрутом до тебя. Шел или бежал - тут все решаешь ты сам, но главное слово скажут все-таки условия и обстоятельства. И в этом плане Дмитрий считает, озеро Байкал - более сложный маршрут, чем даже невероятное испытание пустыней Сахара.

- Если я бежал по пустыне - то это была только пустыня. Если от Москвы до Сочи я бежал зимой по дороге - то это только дорога. Здесь же слишком разные участки, слишком много перемен. Южная часть Байкала - это более развитая сеть дорог и частые населенные пункты, то северная часть - более дикая. Во всех предыдущих трейлах, где я участвовал, с этим было проще. Здесь же я буду вынужден постоянно приспосабливаться, и экипировку я готовил на три разных варианта. Я могу бежать по дороге при жаре плюс тридцать, а на севере, может, придется идти по болотам при температуре плюс пять.

На медведя я, друзья, выйду без испуга...

Дмитрию часто задают вопросов: а как вы собираетесь бороться с медведями? Тут ответ однозначен:

- Я с медведями бороться не буду!

Дмитрий намерен их отпугивать - для этой цели он несет фальшфейеры. Дополнительной сложностью могут стать пожары, которые существенно удлинят круг. Непреодолимых препятствий не бывает, они просто увеличивают круг и количество дней маршрута.

- Я мог бы выбежать из Москвы, пробежать через Казахстан, Китай и через Якутию вернуться в Москву - это тоже будет круг! Только очень большой. Если я увижу скалу - я не полезу через нее, я буду оббегать ее. Пока она не закончится и не станет преодолимой. Поэтому, еще раз повторю, чего-то такого непреодолимого не существует - все сложности будут только увеличивать длину маршрута и количество потраченных дней, а также сил.

По подсчетам Дмитрия, минимальный круг - это 1400 км, самый большой, с учетом разных неожиданностей, которые придется обходить - 2000 км. Начинается маршрут в Листвянке - там Дмитрий 1 июля с первым паромом переправится в порт Байкал, где возьмет старт и побежит по маршруту. Или пойдет? Не исключено, что первые часы спортсмен будет идти пешком, чтобы адаптироваться к местности, условиям, а также к перепаду высот:

- Я живу в Москве, это двести метров над уровнем моря, а Байкал - это шестьсот. Когда просто приезжаешь в Иркутск, эта разница не ощущается. Но если каждый день пробегать по шестьдесят километров, то все эти моменты очень хорошо чувствуются. Поэтому я решил начать с более легкого участка - все-таки какая-то акклиматизация пройдет. К влажности привыкнуть, организм свой почувствовать. Чтобы подготовиться к более сложной части - северной.

Начнется путь с Кругобайкальской железной дороги, там ландшафт несложный даже для начинающих путешественников. Что будет дальше - не решится предсказать никто. В том числе и сам Дмитрий, который не строит никаких долгосрочных планов на свой маршрут. Кроме, пожалуй, одного пункта - финиш он назначил на 21 августа, приурочив его ко дню закрытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

- Я посчитал, что минимальное время, при всех благоприятных условиях - это сорок дней, максимальное, с учетом возможных трудностей - шестьдесят. Вот и выбрал среднее количество - что примерно через пятьдесят дней я должен маршрут уже завершить!

График - никакого графика!

Что касается более детального графика передвижения, то здесь его нет и быть не может:

- Планировать можно только на первые три-четыре дня. Если люди путешествуют на плотах, на машинах, то можно рассчитать все вперед хоть на тысячу дней. Здесь же план будет постоянно корректироваться. Да, я хорошо чувствую свое тело, знаю, насколько оно готово. И когда выхожу на старт, то уже знаю, сколько для меня будет оптимальным в этот день пробежать - сорок пять километров или шестьдесят. Но многое зависит от погоды: если утром +30, то это одни условия, а если +10, то это совсем другое. И есть вещи, которые совершенно невозможно просчитать: будет ли это ровная дорога, болото, поваленные деревья, или пожар, который придется оббегать? Заповедники, которые будут закрыты, я тоже буду оббегать кругом. Многое зависит от разлива рек. Да, это спорт, и я не исключаю непредвиденных обстоятельств. В любой момент может быть травма - это бич для всех спортсменов. Но вообще непреодолимых препятствий нет.

Впрочем, если говорить о каких-то планах, то самый простой расчет Дмитрия таков: бежать без остановки весь световой день, шестнадцать часов - если нет возможности измерить расстояние. Если есть, то норма для него - 60 км в день. Кстати, в ближайшие дни на берега озера Байкал опустится жара. Но это не пугает закаленного бойца:

- Жара на меня никак не действует. Я приспосабливаюсь. У меня на разные температуры есть разный план, разная экипировка, разный рисунок бега. Но если посмотреть мировую статистику высших достижений, то в видах спорта на выносливость почти все они показаны при температуре от +10 до + 14.

То есть, если все получится, то есть шанс не просто пройти маршрут, но и установить рекорд. Прежний рекорд прохождения вокруг Байкала составляет 73 дня, он был установлен в 1992 году Эриком Бутаковым и Владимиром Михайлюком. Но они-то шли вдвоем!

У Дмитрия Ерохина тоже есть свой личный рекорд: зимой по дороге он пробежал 1700 км, за 25 суток и 1 час. Это маршрут от Москвы до Сочи, а финиш как раз был приурочен к открытию Олимпиады-2014. Но это зимой, а вообще, говорит Дмитрий, летом бежать на 20-25 процентов легче. Однако здесь трудно сравнивать. Там бег по дороге, а тут придется передвигаться неизвестно где.

Добровольные помощники

В маршруте Дмитрию будут помогать. Прежде всего, это сопровождение - автомобиль, катамаран, а также еще один экстремальщик Александр Солдатов, который задумал обойти вокруг Байкала на байдарке - у него самая большая в мире байдарка, сделанная по спецзаказу!

С сопровождением «поедет» основная часть снаряжения. В числе вещей, которые Дмитрий Ерохин взял в поездку, два комплекта одежды - на жару и на холодную дождливую погоду, а также сотовый телефон, спутниковый телефон, карта, компас, палатка, набор еды... Видеть своих товарищей Дмитрий будет только утром, после подъема, и вечером, после финиша определенного отрезка. Все время в пути спортсмен будет только один. И с собой будет брать очень немногое: карта, компас и спутниковый телефон, где на всякий случай есть кнопка SOS.

Питаться в пути он не привык, есть спортсмен будет только утром. Но ведь даже марафонцы во время нескольких часов бега подкрепляют свои силы? А здесь - целый день…

- Это марафон, а тут - ультрамарфон, - отвечает Дмитрий, - там совсем другие скорости, другие условия. Я комфортно себя чувствую, питаясь один раз в сутки.

В числе добровольных помощников Дмитрия Ерохина - иркутянин Анатолий Казакевич, руководитель туристической фирмы «Байкалов», он очень хорошо знает Байкал. Его помощь - организационная: консультации по маршруту, как сделать его более оптимальным. А также вопросы питания, безопасности, медицины. Анатолий даже обещал проконсультировать Дмитрия по поводу тонкостей общения с духами Байкала - ведь в каждом районе живут свои духи, и везде подход к ним нужен особый…

Анатолий рассказывает, что, узнав о проекте Дмитрия, решил немедленно к нему подключиться:

- Кроме того, что это сам по себе - мощный волевой поступок, но он еще очень важен для популяризации Байкала! Может, со времен возникнет такое международное движение - забег вокруг Байкала?

Почти в каждой деревне у Анатолия есть «свои люди», которые помогут решить вопросы. Потому что ночевать Дмитрий будет по возможности в населенных пунктах:

- Да, если это какие-то длительные перегоны через тайгу, то есть палатка. Но я берегу силы и буду максимально использовать условия. Если есть турбаза или хостел, гостиница, то я выберу ее. Моя задача - как можно быстрее и эффективнее преодолеть маршрут.

Еще один помощник - это Максим Старцев, руководитель проекта «Планета Байкал», он взял на себя в основном финансовую помощь:

- По восточному берегу территория совершенно дикая, и решимость Дмитрия вызывает уважение! Я много путешествую, видел много стран, и я обожаю Байкал, знаю его отличие. Байкал - это место сильной энергии, где раскрывается энергия человека. И когда узнал о проекте Дмитрия, то решил, что его надо непременно поддержать - ведь этот проект, по сути, является вызовом! Немногие способы на такое решиться. Я считаю, это знаковый проект.

«Никогда я не был на Байкале…»

Кстати, Дмитрий на Байкале вообще ни разу в жизни не был! Почему же именно сейчас он решился на это путешествие - не раньше, не позже?

- Просто раньше я не был готов. Я как раз пробежал 1700 км в одних условиях, теперь ставлю себе задачи - на повышение, как любой спортсмен!

Иными словами, на данный момент тэта задача - самая сложная из всех, что доводилось преодолевать ультрамарафонцу, который пробежал не одну тысячу километров в самых разных условиях. Давайте болеть за Дмитрия вместе - чтобы у него все получилось!

Онлайн-трансляция о передвижениях спортсмена, информация о его местонахождении будет отображаться на сайте по ссылке внизу.

А дневник путешественника можно посмотреть здесь: http://www.ultratrailbaikal.com/



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ