А зачем писать про спорт?..

- А зачем про нас писать? - спросил меня один руководитель спортивной федерации, - у нас все хорошо. Спортсмены на соревнования ездят, медали выигрывают, на местном уровне соревнования регулярно проводятся, результаты есть, дети занимаются...

Очевидно, товарищ полагает, что звонить в колокола надо только тогда, когда все плохо. Наладится - опять молчать. Очевидно, пресса в глазах этого товарища и многих других его товарищей - только способ попросить о помощи. В наше время, когда все можно купить, были бы деньги, чаще всего в этом просьба о помощи и заключается: попросить денег.

Или сместить ненужного товарища, или прокричать о нарушениях - вот задача прессы. О том, что спортсмены выигрывают, соревнования проводятся и результаты есть, говорить не надо. По принципу: летят два самолета, один упал, другой сел, про какой напишут?

Нет, серьезно, без шуток. Многие до сих пор полагают, что журналистика - это только расследования и разоблачения негодяев, а написать так, чтобы герой статьи был доволен - значит, лизнуть. Значит, подстраиваться. Есть еще и такое мнение: «Но вам же платят за то, что вы пишете? А ты говоришь - не все журналисты продажные…»

Оставим в покое сознание трудящихся, пускай они рассуждают, как хотят, если от них ничего не зависит. А если зависит? Как от руководителей спорта зависит, будет ли о спорте вообще знать население?

Работа пресс-службы, которая регулярно рассылает пресс-релизы с новостями, «убила» систему добычи информации, когда журналисты сами приходили на пресс-конференции или стадионы, чтобы узнать новости и лично поговорить с героем.

Вместо статей и интервью, подробных рассказов о соревнованиях читатели видят релизы, чаще всего без фотографий и прямой речи героев. Нет, никто не говорит, что это плохо. Это отлично. Релизы нужны, чтобы мы знали, что происходит. И сами сходили и написали. Ведь релиз не заменит живого рассказа. А в глазах руководителей СМИ - отлично заменит. За него ведь не надо платить гонорары. Но если владельцу или редактору СМИ спорт не нужен - это его частное дело и его «частная лавочка». Заставить его никто не вправе.

Однако кто же тогда должен за это платить? Ответ очевиден: тому, кому спорт нужен. И прежде всего спортивным руководителям.

В наше время принято считать, что затраты на прессу - это, так сказать, непрофильное направление. В первую очередь - поездки на соревнования, зарплата тренерам, покупка формы, инвентаря, строительство стадионов... Затраты на прессу - это вторично, или вообще нерационально и неправильно.

Немножко ошибаются господа руководители.

Ведь одна из главных задач спорта - это агитация и пропаганда здорового образа жизни. А если соревнования проводятся, медали выигрываются, результаты растут, но об этом знает только узкий круг посвященных, то о какой агитации и пропаганде может идти речь?

Раз уж вы пишете, господа, в каждом положении о соревнованиях, что их роль - популяризация вида спорта и здорового образа жизни, привлечение населения к занятиям спортом, и так далее, то будьте последовательны. Задача ставится, чтобы ее выполнять.

Не спорим, спорт сам по себе ценность - для того, кто им занимается. Но об этом еще и знать должны! Это полдела - провести соревнования, надо же еще и рассказать об этом! Чтобы люди знали!

Это не стыдно, господа спортивные руководители: выделить какую-то часть бюджета на освещение. Это нормальная часть работы, как реклама в производстве: нужно рассказать о том, что вы делаете. Надеяться на то, что редакторы СМИ все же задумаются и начнут писать бесплатно - ну, извините, господа. Вот так, «на авось", «а вдруг проканает», серьезные дела не делаются. А спорт - дело очень серьезное, судя по вложенным в него затратам. Он заслуживает того, чтобы о нем знали. Хотя бы из уважения к потраченным деньгам.

У каждого спортивного руководителя есть знакомые журналисты, которые хорошо себя зарекомендовали многолетней работой, которым можно доверять. И есть вполне реальные расценки, по которым журналисты работают в своих изданиях.

Нет, имеются в виду не запредельные суммы, которые «выкатывают» издания по рекламным расценкам: сорок пять тысяч за сюжет и пятьдесят тысяч за статью. Таких цен, ясно, никакой бюджет не выдержит.

Имеется в виду оплата работы авторов: журналистов, фотографов, видеооператоров. Вопрос, куда потом девать видео- и фотоматериалы, статьи и интервью, сейчас не стоит: у каждой уважающей себя спортивной организации есть свой сайт, куда заходят постоянные читатели в поисках интересной информации.

Интересной, заметьте! А вы знаете, что интересно любителям спорта? Наверное, то же, что и вам: подробные рассказы о людях, живые интервью, детальные отчеты с соревнований и спортивных мероприятий, - словом, все то, чего нет в пресс-релизах.

Так неужели вы, господа руководители, сами не можете позаботиться о вашей публике - пока она у вас еще есть?..



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ