Ряд серьезных правовых пробелов в законодательстве об охране озера Байкал мешают эффективно бороться с нарушителями и способствуют хаотичной застройке его побережья.
Необходимо определить границы водоохранной зоны, установить нормативы допустимой туристической нагрузки на байкальскую природную территорию. Об этом в интервью корреспонденту «Областной» рассказал Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин. Он также прокомментировал предварительные итоги проверки исполнения природоохранного законодательства на Байкале, которую надзорное ведомство провело этим летом.
Нарушителям предъявят иски, но со штрафами повременят
– Алексей Михайлович, сейчас еще рано подводить окончательные итоги проверки, о ходе которой мы уже рассказывали в «Областной» («Большая проверка на Малом Море» 14.08.2013 г.). У прокуратуры впереди много работы, в том числе по составлению судебных исков. Тем не менее, напомните, какие нарушения были выявлены вашим ведомством на Байкале.
– Большинство связаны с незаконным использованием прибрежной и береговой полосы Байкала. На Малом Море, на Ольхоне отмечены многочисленные факты застройки этих территорий без каких-либо разрешений. Там возводятся различные сооружения, которые используются туристическими базами, Мы работаем над исками по сносу ряда таких строений. Это очень серьезная работа. Например, что касается четырех участков так называемых родовых угодий, расположенных на Ольхоне в заповедной зоне Прибайкальского национального парка. Согласно закону, там вообще не должно быть никаких построек. И чтобы они были снесены, мы сейчас делаем множество запросов в различные органы, нужно собрать большую доказательную базу незаконности их возведения.
– Что грозит нарушителям?
– Природоохранным законодательством предусмотрены огромные штрафные санкции. Поэтому, чтобы все-таки не препятствовать развитию цивилизованного туризма на Байкале, мы решили действовать такими прокурорскими мерами реагирования, как внесение представлений, предъявление исков, и пока не штрафовать нарушителей. Однако в случае, если наши требования не выполнены, то эти лица будут привлечены к административной ответственности.
– Одна из серьезных экологических проблем острова Ольхон – огромная мусорная свалка в лесном массиве поселка Хужир. Помню, каких только отходов мы там не обнаружили – от старых телевизоров до коровьих черепов. Что в этом случае обязана делать прокуратура?
– Мы будем настаивать на ликвидации свалки. Скопившиеся там отходы сильно загрязнили почву.
На месте специалисты отберут пробы грунта для того, чтобы определить, какими конкретно веществами и насколько загрязнена почва. По итогам этих исследований рассчитывается сумма ущерба, и в зависимости от ее размера ставится вопрос о возбуждении уголовного дела.
Напомню, свалка находится на землях как самого поселка, так и Прибайкальского национального парка. Необходимо, чтобы они наладили такой механизм сбора и вывоза отходов, который бы не приводил к их накоплению на острове вообще.
В целом проверка показала, что и местное коммунальное муниципальное предприятие «Байкал – Ольхон», и туристические базы не ведут учет движения отходов, не предоставляют соответствующую информацию в контролирующие органы. Владельцы турбаз не составляют паспорта, которые подтверждают отнесение того или иного отхода к конкретному классу опасности. Эти нарушения будут устраняться в судебном порядке.
Правовые пробелы ликвидируют
– Прокуратура подняла вопрос об отсутствии водоохранной зоны на Байкале, чем это мотивировано?
– В Водном кодексе РФ определены размеры водоохранных зон для разного вида водоемов – рек, ручьев, водохранилищ. В этом документе также есть ссылка на ФЗ «Об охране озера Байкал», что именно там определен размер водоохранной зоны озера. Но в законе этой информации нет. Данный правовой пробел позволяет уходить от ответственности большинству незаконных застройщиков. Между тем, есть постановление правительства Российской Федерации, которое запрещает любое строительство в водоохранной зоне, и законодатель требует, чтобы эта территория на Байкале была чистой, незастроенной.
В то же время у России есть и международные обязательства по сохранению Байкала. В частности, речь идет о ратифицированной РФ конвенции об охране всемирного природного наследия. Эти обязательства должны быть отражены в российском законодательстве. Пока же это не сделано. Поэтому прокуратура выступает с инициативой о внесении дополнений в федеральный закон.
Кстати, проект водоохранной зоны есть, он составлен Институтом географии СО РАН. Даже если в течение года уточнение в закон будет принято, то этой меры нам будет достаточно для того, чтобы эффективно применять рычаги воздействия к нарушителям природоохранного законодательства.
– Когда изменения в закон примут, будут ли сноситься уже возведенные вблизи Байкала строения?
– С одной стороны, законодательство не имеет обратной силы, мы не можем ставить вопрос о сносе объектов, владельцы которых получили разрешения на их строительство. Однако, учитывая международные нормы и обязательства РФ по сохранению озера, мы вправе требовать переноса построек в другое место.
Есть также проблема, связанная с застройкой так называемых незатронутых территорий в центральной экологической зоне Байкала. Еще в 1999 году федеральным законом «Об охране озера Байкал» было принято зонирование Байкальской природной территории. Потом, в 2006 году, постановлением правительства РФ были определены четкие координаты БПТ и тогда же вступили в действие запреты. В частности, запрещено строительство и ведение хозяйственной деятельности на незатронутых ранее территориях центральной экологической зоны Байкала. То есть в местах, где ранее ничего не строилось, не работало какое-либо предприятие, где нет земель поселений, строить ничего нельзя. Чтобы эта норма заработала, необходимо принять подзаконные акты в постановление правительства, которые бы четко разъяснили понятие «незатронутые территории».
Мы хотим принять меры к их защите и направить свои предложения в прокуратуру Иркутской области, а затем и в Генеральную прокуратуру РФ.
Проблема в том, что законодательство о Байкале призвано в целом сохранить этот уникальный природный объект. Но механизма реализации запретов нет. И все это безобразие, связанное с хаотичной застройкой на побережье Байкала, – результат пробелов в законах.
Снимки из космоса помогут доказать, что турбазы построены незаконно
– То есть выход только один – ждать изменений законодательства?
– Скажем так: это позволит сделать нашу текущую работу более эффективной. Западно-Байкальская прокуратура и сегодня ведет работу по защите незатронутых территорий центральной экологической зоны Байкала. В частности, мы используем заключения авторитетных экспертов из Сибирского отделения Российской академии наук. Совместно со специалистами Института географии им. В.Б. Сочавы мы проанализировали космические снимки острова Ольхон, сделанные в разные годы. Было получено заключение ученых по двум туристическим объектам, расположенным на острове Ольхон. Как выяснилось, они построены на территориях, которые еще несколько лет назад были абсолютно неосвоенными. Благодаря этим спутниковым снимкам у прокуратуры появилась возможность инициировать снос незаконно построенных объектов.
– Существуют ли еще какие-нибудь серьезные пробелы в законодательстве об охране Байкала?
– В Иркутской области до сих пор не приняты нормативы допустимой туристической нагрузки на байкальскую природную территорию. Их отсутствие также способствует плотной застройке берегов. Федеральным законодательством ответственность за сохранение побережья Байкала возложено на субъект, но власти не могут наладить контроль над использованием береговой полосы. Думаю, целесообразно создать инспекцию, которая бы отслеживала соблюдение природоохранного законодательства на озере.
В целом проверка показала, что в муниципалитетах нет четкого представления, где заканчиваются границы поселений и начинаются границы Прибайкальского национального парка (ПНП). В связи с этим идет захват территорий, являющихся собственностью РФ, ставятся под угрозу уникальные природные участки, сохранность животного мира. Так, плотная застройка на Малом Море практически исключает какое-либо передвижение животных в сторону озера. Их образ жизни нарушается, это влияет на процессы размножения, восстановления популяции. И это снова нас отсылает к необходимости разработки нормативов предельной нагрузки на побережье Байкала.
Браконьеров на Ольхоне нет?
– Одним из объектов проверки стал Прибайкальский национальный парк. Какие там были нарушения?
– Деятельность Прибайкальского национального парка была проверена в плане исполнения законодательства о животном мире на особо охраняемой природной территории федерального значения. Выяснилось, что в первом полугодии 2013 года на острове не проводились учеты численности и мониторинг животных, в том числе занесенных в Красную книгу.
На нацпарк возложены обязанности по проведению биотехнических и охранных мероприятий, которые нужны для сохранения популяций животных. Так, на острове Ольхон обитают благородные олени, а поголовье косуль, например, насчитывает примерно 45 особей. Дикие копытные животные нуждаются в подкормке, делать это обязан нацпарк. Однако по заключению специалистов кормов в 2012 и 2013 годах было выложено в несколько десятков раз меньше, чем требуется. А ведь кормовая база для копытных животных на Ольхоне скудная.
Еще один аспект. В 2012 году государственными инспекторами нацпарка на территории Островного лесничества было составлено 159 протоколов по нарушениям природоохранного законодательства, из них основное количество по статьям, связанным с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах и правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. А в отношении нарушителей законодательства об охране объектов животного мира составлен только один протокол. Эти цифры говорят либо о полном отсутствии браконьерства на территории островного лесничества, либо о том, что охранные мероприятия проводятся не на должном уровне.
Также прокуратура требует установить на высоковольтных линиях электропередач устройства для отпугивания птиц. В Ольхонском районе на опорах ВЛ нередко гибнут птицы, в том числе занесенные в Красную книгу.
Нарушения, выявленные в ходе проверочных мероприятий, свидетельствуют об ослаблении системного контроля со стороны администрации парка. По результатам проверки мною внесено представление в адрес и.о. директора ПНП с требованием устранить нарушения законодательства.