Как обучают аграриев?

В сельхозакадемии губернатору Сергею Ерощенко рассказали о результатах проведенной оптимизации

В День студента глава Иркутской области Сергей Ерощенко посетил Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию. Там он провел беседу с ректором, встретился с коллективом, побывал в лабораториях инженерного факультета, на учебной ферме, ну и, конечно, поздравил студентов с праздником.

Изучают коров прямо на уроке

Учебная молочно-товарная ферма, расположенная недалеко от здания ИрГСХА, — абсолютное ноу-хау иркутского сельхозвуза. В России аналогичных ферм единицы. Здесь содержится более 30 голов КРС, подрастают 40 телят. Занятия студентов проходят прямо на ферме, материал конспектируется среди характерных сельхоз-ароматов. Студенты получают практические знания не отходя от парт — в учебном классе-манеже. Животное заводят в манеж, фиксируют при помощи специального устройства, а преподаватель показывает и рассказывает о манипуляциях, которые проводятся с животным. Будущие сельхозкадры слушают и учатся.

Кстати, у сельхозакадемии наряду с учебной фермой есть и неучебные. Поэтому студентов вуза кормят картошкой по 5 рублей за килограмм и молоком по 10 рублей за литр. А хлеб вообще дают бесплатно.

Курс — на аграрный университет

Напомним: в конце 2012 года Иркутская государственная сельскохозяйственная академия по результатам мониторинга Минобрнауки России наряду с еще тремя вузами Приангарья была признана неэффективным вузом. Делая такие выводы, эксперты основывались на оценке образовательной, научно-исследовательской, финансово-экономической, международной деятельности учебных заведений. Также бралась во внимание инфраструктура вузов. Позже ИрГСХА была признана вузом не то чтобы неэффективным, но нуждающимся в оптимизации. Как проходит работа по оптимизации, губернатору рассказал президент ИрГСХА, бывший ректор академии Александр Долгополов.

По его словам, в 2012 году началась реализация основных образовательных программ по 14 новым специальностям и направлениям подготовки. Проведена оптимизация структуры академии и работа по улучшению качества профессорско-преподавательского состава. Так, реорганизация кафедр академии привела к тому, что их количество уменьшилось с 36 до 29. Растут собственные доходы вуза — с 76 млн рублей в 2011 году до 97,8 млн в 2012-м. При этом свыше 90 млн академия потратила в прошлом году на приобретение и ремонт техники.

— Образовательный процесс у нас финансово емкий, — обратился к главе региона Александр Долгополов. — Техника, Сергей Владимирович, нынче дорогая. Один трактор стоит 7 млн рублей, комбайн — 14 млн. — Я знаю, сколько стоят и трактор, и комбайн. Эти цифры меня не удивляют, — ответил Сергей Ерощенко. — Мы — сельскохозяйственный регион, и техника нам действительно нужна. Сегодня на сельское хозяйство мы выделяем 2,8 млрд рублей, но часть этих денег расходуется неэффективно. К примеру, покупаются пилы, отгружается лес. В результате мы волочимся в восьмом десятке в России по показателям развития сельского хозяйства.

Александр Долгополов рассказал и о главной стратегической цели вуза — к 2015 году добиться повышения статуса до научно-инновационного аграрного университета. У губернатора эта идея вызвала одобрение.

— Мы должны использовать учебную инфраструктуру и земли сельскохозяйственного назначения современным образом, чтобы наша молодежь, выпускники вузов, не уезжали в другие регионы, — сказал Сергей Ерощенко.

Судьба в своих руках

Губернатор также отметил, что помощь академии вполне пригодилась бы в решении проблем лесопользования, сохранения и развития таких предприятий, как тепличное хозяйство «Искра», принадлежащее области, часть земель которого распродана с аукциона за долги. Что касается будущего иркутских вузов с признаками неэффективности, то глава региона считает, что судьба каждого вуза — в его же руках.

— Я своей позиции не меняю. Я поддерживал и поддерживаю все иркутские вузы. Но я не вижу работы так называемых неэффективных вузов по изменению ситуации. Научные сообщества и ректоры сами должны разрабатывать систему развития вузов. Выходом может стать создание федерального университета. Но это вовсе не значит, что тот иной вуз потеряет самостоятельность.

Анна Соколова, «СМ Номер один»

пн вт ср чт пт сб вс