Драгоценности любви в балете «Гранатовый браслет»

Настоящая любовь – это главная драгоценность в жизни человека. Балет об этом поставили в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского. «Гранатовый браслет» по мотивам одноименного произведения Александра Куприна в постановке главного балетмейстера театра Людмилы Цветковой по ее собственному либретто на оригинальную музыку иркутского композитора Константина Артамонова, безусловно, украсит репертуар.

Сюжет о безответной любви бедного чиновника Желткова, партию которого сыграл танцор Сергей Полухин, к княгине Вере Шеиной в исполнении примы театра Марии Стрельченко разворачивается в достаточно аскетичных декорациях художника Татьяны Королевой из Петербурга. Она же с большим вкусом, чувством эпохи и стилистики произведений Куприна создала костюмы. Все вместе это хорошо работает на атмосферу спектакля.

– Со мной произошла интересная история, – рассказала Людмила Цветкова. – Однажды я ждала подругу в центре Иркутска, бродила по маленьким улочкам между Карла Маркса и Дзержинского. Тогда я впервые прониклась стариной иркутской архитектуры, и мне вдруг захотелось поставить балет на тему русской классики. Конечно, очень сложно работать по произведению, где первично слово, но это и интересно. Выразительным средством балета в первую очередь является музыка, и мне в этом плане помог Константин Артамонов. У нас сложился очень правильный тандем: он почувствовал мою задумку, а я – его музыку, и мы практически не спорили. Оказалось, что у меня и у Константина «Гранатовый браслет» – одно из самых любимых произведений.

Работа клавишника иркутской группы «Экстроверт» Константина Артамонова буквально с первых минут поражает своей зрелостью и прекрасным знанием мировой музыки. Она получилась настолько цельной и сильной, что можно говорить о рождении в Иркутске нового интересного композитора.

– Работать пришлось в довольно сжатые сроки, месяц ушел на написание музыки, чуть меньше месяца – на аранжировку и запись фонограммы, – рассказал Константин Артамонов. – Мы решили играть не вживую, потому что партитура достаточно сложная, нужен гораздо больший состав оркестра. Несмотря на то что в произведении звучит Бетховен, я старался сделать все по-своему, и пусть получилось не столь гениально, как у великого композитора, зато я изложил свои мысли. Конечно, я хотел максимально близко передать те образы, которые написал Куприн. Для этого использовал стилистику русской и западной классической школы, а также современных веяний, в том числе арт-рока. Здесь присутствует и классический оркестр, и сложные клавишные сольные партии. В итоге получилось что-то в духе неоклассики.

Кстати, «Гранатовый браслет» – десятый балет Людмилы Цветковой в музыкальном театре. И это несомненный успех, ведь в постановке много хореографических находок. Например, танец с велосипедом Веры (Наталья Гладких, Ульяна Балданова), гротескный танец генерала Аносова (Александр Жаров, Виктор Парников), дуэт мужа Веры (Павел Курысев) и ее брата (Юрий Щерботкин), жесткий мужской разговор с участием Желткова, где есть почти акробатические номера. Но особенно красив грустный финальный танец Веры и Желткова в его комнате. По сюжету бедный чиновник уже мертв, но он оживает в воображении Веры, которая читает его письмо. И балетмейстер создала номер, в котором герои танцуют вместе, но как бы не видят друг друга.

– Моя героиня Вера взрослая женщина, очень предана мужу, но в конце этой истории она сожалеет, что настоящая любовь прошла мимо нее, – считает Мария Стрельченко. – И финал спектакля не однозначный. С одной стороны, она понимает, что в этой жизни ее любили чистой любовью, а с другой, ей горько от того, что она стала причиной трагедии. Моя задача – передать зрителю это состояние души с помощью танца, плавными, летящими движениями.

пн вт ср чт пт сб вс