В России эпидемия «Летучих мышей»

Поклонники оперетты с нетерпением ждут премьеры. 8 ноября в Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского покажут новую версию «Летучей мыши». Интерес подогревает еще и тот факт, что ставит спектакль советник президента РФ по вопросам культуры, режиссер, известный вокалист, народный артист России Юрий Лаптев. О том, чем новая «Летучая мышь» будет отличаться от старой, о проблемах вокальной школы, театральной сферы и деревянного зодчества он рассказал газете «Областная».

– Юрий Константинович, почему именно «Летучая мышь»?

– Удивительно, но сейчас в России эпидемия «Летучих мышей». В Москве, например, эта постановка идет в четырех театрах, но Большой театр, тем не менее, поставил себе в планы пятую. Думаю, тут дело в дефиците гормона счастья, который заключен в музыке и сюжете оперетты.

Поставить «Летучую мышь» в Иркутске – это предложение музыкального театра, которое мне поступило в прошлом году во время фестиваля «Звезды на Байкале». Я был совершенно очарован вашим городом, Байкалом и особенно людьми – очень сердечными и гармоничными. И согласился. А потом с кем из коллег ни советовался, все восклицали: «О, это так сложно! Ты с ума сошел!» Более того, я бы никогда не осмелился сам предложить свои услуги в постановке оперетты.

– Это ваша первая режиссерская работа в жанре оперетты?

– Да, и мне тем более волнительно было принимать решение, поскольку это мой любимый жанр. Я считаю, что оперетта – это эликсир оптимизма и жизнерадостности. Но она подверглась очень сильным испытаниям судьбы. До революции считалась жанром среднего класса, а в советское время – буржуазным пережитком, в который, тем не менее, пытались привнести социальную ноту. Сейчас этот театр возрождается.

Я считаю, что в оперетте должен быть очень сильный оркестр и прекрасные вокалисты. Недаром артисты этого жанра в прежние времена оплачивались более высоко, чем оперы, балета и драмы. Ведь это синтез всех искусств.

– Вы взялись за постановку, имея представление о потенциале Иркутского музыкального театра?

– Нет, я ориентировался на мнение коллег, которым доверяю. Репетиции начались в середине сентября, по ходу работы я познакомился с труппой и столкнулся с очень профессиональными людьми. Меня поразила солидарность коллектива и та атмосфера партнерства, которая во многих театрах уже утеряна. Здесь же молодежь и корифеи работают в одной тональности. Могу сказать, что иркутский театр абсолютно самодостаточный.

– Ваша интерпретация «Летучей мыши» – это классический вариант?

– Моя постановка будет отличаться от той традиционной, популярной и любимой, которая много лет шла в Иркутском музыкальном театре. Хотя пьеса Николая Эрдмана сделана с изысканностью и прекрасным вкусом, но мы решили вернуться к первоисточнику – той оперетте, которую писал Иоганн Штраус под названием «Месть летучей мыши». Некоторые традиционно любимые моменты в ней будут отсутствовать, но зато мы обретем то, что осталось за рамками известного сюжета. Ведь именно адаптированная версия Анри Мельяка и Людовика Галеви шла в России до революции. В ней другая интрига, фабула, нет никаких мышей. И мораль там не только в том, что нужно быть верным мужем и беречь свое семейное счастье. Нас подводят к мысли, что все шутки должны иметь предел и шутник несет за них ответственность, ведь рано или поздно все равно придется поплатиться за то, что зло подшутил над кем-то.

– Вы сами – профессиональный вокалист, как оцениваете артистов музтеатра с этой точки зрения?

– Если быть честным, в театрах музыкальной комедии и оперетты вокал – это камень преткновение. С этим мне приходилось сталкиваться, будучи деканом вокального факультета Санкт-Петербургской консерватории и имея 25-летний педагогический стаж. Долгое время требования к актерам оперетты были заниженные. Хотя необходимость переходить с речи на пение и при этом находиться в движении, требует специальной вокальной подготовки. А актеров оперетты в основном готовили в училищах и в некоторых вузах по остаточному принципу: получше – в оперу и филармонию, остальные – в оперетту. И сейчас мы пожинаем плоды такого отношения. Есть и другая проблема: у людей бывают очень хорошие данные, но научить их правильно петь не могут. В таком режиме голос амортизируется и от него остаются лохмотья.

Но в Иркутске опытный коллектив, и я надеюсь, мы преодолеем эти трудности. Ведь ваш музтеатр уникален тем, что может себе позволить ставить рок-оперы, мюзиклы и классическую оперетту. Но петь эстраду и классику одному и тому же артисту нежелательно, это ни к чему хорошему не приведет. В идеале нужно, чтобы он специализировался на чем-то одном.

– Почему вы пригласили на эту постановку балетмейстера Александру Тихомирову из Санкт-Петербурга?

– Мы вместе ставили «Псковитянку» в Мариинке, потом «Кармен» в Ростовском музыкальном театре. Счастье, что судьба мне послала коллегу, которая нетривиально честно и профессионально относится к работе. В оперетте не обойдешься штампами, здесь нужно исходить из музыкальной драматургии и стилистики. И нам с Александрой хотелось бы сделать «Летучую мышь» с ноткой ностальгии, которая возникает, когда смотришь черно-белые фильмы и ощущаешь аромат той эпохи. Погрузить зрителей в атмосферу Вены, в золотое время Австро-Венгерской империи. Кстати, в спектакле не будет отдельных балетных номеров, танец составит единое целое с действием и музыкой.

– Главную женскую роль в разных составах у вас играют заслуженная артистка РФ Любовь Полякова и молодая актриса Юлия Пихтина. И кстати, вы не первый режиссер, который делает этот выбор. Чем это обусловлено?

– Актер со стажем делает роль, исходя из своего опыта, а молодой не обладает таким багажом, но имеет свежий взгляд и порыв. Нам интересно, чтобы сценическая и драматургическая канва в двух составах была разной и можно было сходить на оба спектакля.

– Скажите, вас как режиссера обязанности советника президента по вопросам культуры не отвлекают от творчества?

– Нужно расставить акценты иначе: как советника президента РФ не отвлекают ли меня творческие работы? Дело в том, что когда меня пригласили на этот пост, сразу было оговорено, что я должен быть «играющим тренером», то есть не порывать со своей профессией. Это делается просто: я беру отпуск, дроблю его и использую на постановку спектаклей. Например, наш репетиционный период в Иркутске разбит на три блока.

– Какие вопросы вас, как советника президента и человека, хорошо знакомого со сферой культуры, волнуют сегодня?

– Меня интересует все, что может сделать жизнь нашей культуры лучше и какие трудности нужно для этого преодолеть. Особенно важна законодательная база, которая позволит культуре не только быть надстройкой над экономическими институтами, но и равноправной участницей всех процессов.

Я работаю в разных направлениях. Во-первых, это большой объем писем, обращений и поручений. Во-вторых, работа Совета по культуре при президенте РФ, где у нас созданы профильные рабочие группы. В-третьих, работа с министерствами и комитетом по культуре Государственной думы РФ.

– Как вы оцениваете ситуацию в театральной сфере?

– Сейчас, по сравнению с прошлыми годами, улучшилось финансирование из бюджета. Некоторые театры, являющиеся достоянием мировой культуры, благодаря грантам президента вышли на международный уровень финансирования. Появилась плеяда руководителей, которые мыслят по-европейски, как менеджеры, не удовлетворяясь бюджетными средствами, а пытаясь зарабатывать самостоятельно. Кстати, директор Иркутского музтеатра Владимир Шагин один из них.

Что меня беспокоит? Что наши вузы пока не готовы выпускать специалистов, которые могли бы управлять театрами в сложившейся экономической ситуации. Кроме того, у нас каждый год выпускается огромное количество классических музыкантов, но нет ни одной серьезной импресарской конторы. Наши дарования тут же попадают в руки зарубежных менеджеров, которые заключают с ними договоры на грабительских условиях. Нам срочно нужны такие организации, как Госконцерт в советское время.

– Какие вопросы последний раз вы обсуждали с президентом?

– На двух последних президиумах в связи с юбилеем Великого Новгорода речь шла о сохранении исторического облика городов. Это сейчас один из самых важных вопросов, и Иркутск это прекрасно ощущает на себе. Наследие, которое создает уникальный облик городов, достаточно пострадало, а в некоторых случаях и безвозвратно утеряно. Важно не потерять то, что осталось, сохранить идентичность каждого города, ведь это достояние будущих поколений.

Для этого в первую очередь будет совершенствоваться законодательство по охране памятников. Нужно найти условия, при которых памятник будет жить, естественно, со всем комплектом обременений. Мы также говорили о возрождении уникальных народных промыслов и ремесел. На мой взгляд, их нельзя переводить только в сувенирную сферу, иначе они не смогут выжить. Нужно вернуть их в нашу жизнь. Сейчас же в любом киоске – китайская продукция примитивного качества. Место этого ширпотреба вполне могут занять изделия наших мастеров.

– А как вы оцениваете исторический облик Иркутска?

– Я очень люблю деревянное зодчество и старые города. Но когда я вижу дом из огромных бревен в три окошечка с фантастическими резными наличниками, на фоне современных громад из бетона и пластика, то воспринимаю его как вещь в антикварном магазине. Когда же я прохожу по исторической улице – это совсем другая история. И если это не сохранить, то Иркутск станет городом, в который незачем ехать, ведь то же самое можно увидеть везде. А вот ради Байкала, ради этих потрясающих домов, ради храмов стоит проделать дальний путь сюда.

Наша справка:

Юрий Лаптев родился в 1960 году в Ленинграде. Окончил Ленинградскую консерваторию. Трудовой путь начал в 1981 году лаборантом НИИ земной коры Ленинградского госуниверситета. В 1982–1983 годах был руководителем вокально-инструментального ансамбля. В 1983-1987 годах занимал пост секретаря комитета ВЛКСМ Ленинградской консерватории. В 1987-1989 годах был солистом-вокалистом оперной студии, преподавателем Ленинградской консерватории. В 1989-2004 годах был режиссером-ассистентом Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. В 1991-2004 годах заведовал режиссерским управлением Мариинского театра. Параллельно в 1987-2004 годах был старшим преподавателем, доцентом Санкт-Петербургской консерватории; в 2003-2004 годах – деканом вокального факультета. С апреля 2004 года – советник Президента РФ по вопросам культуры.

Елена Орлова
Фото: Николай Рютин

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3776>"Областная"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс