Человек-оркестр

Главного художника Забайкальского краевого драмтеатра Сергея Жаркова не случайно называют "человек-оркестр". Создается впечатление, что в нем живут сразу несколько Жарковых: художник, архитектор, дизайнер, режиссер, актер, компьютерный гений, музыкант… Он играет на гитаре, балалайке, флейте, саксофоне и множестве других инструментов. Поет, фотографирует, делает видеосъемки, вырезает поделки из дерева, шьет, ремонтирует, прекрасно готовит. Любит природу и рыбалку. И на этом список его способностей и увлечений только начинается!

Наша встреча с Сергеем ЖАРКОВЫМ состоялась на съемочной площадке ГТРК “Чита” во время ток-шоу “Визави”.
— Скажите, как начался ваш путь к театральной сцене?
— Почти сразу после приезда в Читу попал в театр-студию “Круг”, где посчастливилось поработать с основателем студии Михаилом Чумаченко. После — театр “Бицепс”, знакомство с удивительным человеком и режиссером Марией Владимировной Скрябиной. Этот театр воспитал многих людей. Очень радует, что в настоящее время искусство народного театрального творчества продолжает свое существование.
— Вы — человек музыкальный. Известно, что у вас есть целая коллекция инструментов. Расскажите о самом первом.
— Все началось с моих учителей. Например, художник и скульптор Сергей Юров, обучающий меня своему ремеслу, играл на флейте. И первая флейта, которая у меня появилась, была подарена им.
Сейчас мы очень много ездим на гастроли, и в каждом городе, особенно если это Украина, Белоруссия, я ищу флейты. У меня есть украинская флейта, необычная — всего четыре дырочки. И профессиональные флейтисты не могли извлечь из нее звук, не понимая, куда нужно дуть. Есть в моей коллекции инструмент, привезенный друзьями из Малайзии, имеется также довольно необычная поперечная флейта.
— А почему вы не занялись музыкой профессионально?
— На самом деле, театр — это синтез искусств. Он объединяет режиссеров, актеров, танцоров, музыкантов. И увлечение музыкой — только лишь одна из составляющих работы в театре.
— Как, наверное, и увлечение поэзией…
— Такая уж профессия, что читать нужно много. Но вот больше всего отдаю предпочтение любовной лирике.
— Сергей, столько занятий, столько увлечений. И каждое из них позволяет познать себя лучше…
— Наверное, я себя до конца еще не знаю. Потому что понять, кто я на самом деле, очень сложно. Конечно, в трудовой книжке написано: “Главный художник театра”. Когда я работаю над спектаклем как режиссер, чаще всего выступаю художником. А порой так получается, еще и актером. Я не могу заниматься каким-то одним делом — душа просит большего. Нередко вечером, когда в театре уже никого нет, я выхожу на лестничную площадку (там акустика хорошая) и играю на флейте. А утром прихожу на работу, беру листок бумаги и начинаю рисовать. Поэтому я не могу сказать, что влечет меня больше.
— И все же, вдруг вам скажут: “Сегодня вы или главный художник, или режиссер, или актер”. Что же вы выберете?
— Спектаклей я поставил много и как художник, и как режиссер. А вот играть очень хочется!
— Говорят: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. А кто ваши друзья?
— Наверное, самые близкие друзья, так или иначе, связаны с театром. Многие, к сожалению, уехали в другие города, но мы все равно общаемся. Правда, для меня главное — не пустое общение, например, через современные средства связи, такие, как Интернет. У нас, так скажем, “сотовая” связь (показывает на сердце. — Авт.). Мои друзья всегда придут ко мне, если им плохо. Выслушают, если тяжело мне.
— Жизнь сталкивает с разными людьми — порядочными и подлыми. Скажите, чего вы никогда не смогли бы простить?
— Вообще, я человек очень отходчивый. Театр, как любой другой коллектив, без конфликтов существовать не может. Разное в жизни было, многое еще будет… Я умею прощать, и, надеюсь, мои друзья меня тоже прощают. Одного простить не могу — предательства. Было у нас в театре разное. Мы единый коллектив, и когда кто-то вдруг уходит, это очень больно. Заменить, конечно, можно — незаменимых нет. У меня в жизни был момент, когда я сам мог уйти. Пригласили работать в другой город, посреди театрального сезона. Но, слава Богу, я остался верен нашему театру.
— У вас, да и у многих актеров, есть увлечения помимо основной работы. Как относится к этому художественный руководитель Николай Березин?
— Николай Алексеевич старается применять наши умения в основной деятельности. Многие артисты играют на музыкальных инструментах. Артист Алексей Терехин играет на гармони в спектакле “Женитьба Бальзаминова”, артистка Яна Корнилова — на флейте в спектакле “Сильвестр”. Не раз актеры играли на гитарах. Поэтому любое творчество у нас приветствуется и развивается на благо театру.
— А есть ли у вас актерская и режиссерская мечта?
— Конечно, есть. Я в последнее время стал достаточно много работать на сцене. Вообще, являюсь артистом на очень быстрые вводы: при необходимости умудряюсь за 15-20 минут выучить 40 страниц текста и выйти на сцену. Был однажды случай: репетировали спектакль, где артист играл на флейте. Но так как играть он не умел, то просто делал вид, свистел. Вот тогда я мечтал об этой роли. Отыграли 49 спектаклей, и вдруг замена спектакля, а артиста нигде найти не могут. Так и получилось, что юбилейный, 50-й, спектакль сыграл я. Мечта сбылась!
— Расскажите о своей семье.
— Семья, конечно, творческая! Супруга — ведущая актриса нашего театра Наталья Нижегородцева. Очень интересно ставить спектакли с ее участием. В такие времена никаких разговоров, кроме как о театре, у нас нет ни на работе, ни дома! Старший сын Илья учится на историческом факультете ЗабГГПУ, пишет стихи. Борис осваивает профессию инженера-строителя, но, несмотря на это, на юбилее института был художником-оформителем мероприятия.
— Сергей, вы отлично готовите. Расскажите о своих кулинарных пристрастиях.
— В настоящее время, когда рано утром я прихожу в театр и поздно вечером ухожу, моим любимым “пристрастием” является кофе. Это для меня завтрак, обед и ужин. Конечно, это неправильно, но что ж поделаешь. А на гастролях со мной всегда удочка. Поэтому, конечно, готовлю блюда из рыбы.
— Вы ездите на гастроли в разные города. Как считаете, в чем изюминка Забайкальского театра?
— Наверное, изюминка в доброте. В наших спектаклях нет насилия, стараемся обходиться без сквернословия, которого сейчас достаточно в других театрах.
— Профессия актера действительно уникальная?
— Да, наверное. Знаете, я редко встречал людей, которые ушли из этой профессии. Такого практически нет. Если уж связал свою жизнь с театром, то это на всю жизнь!
— Сергей Борисович, каждый Новый год вы чудесно справляетесь с ролью Деда Мороза. Происходят ли какие-нибудь необычные праздничные случаи?
— Каждый год! Двенадцать лет назад мне позвонила женщина и позвала поздравить сына. В ответ на мой вопрос: “Сколько лет сыну”, я услышал — “Девятнадцать”. Как выяснилось, после армии он стал инвалидом. И вот двенадцать лет я к нему езжу, поздравляю не только с Новым годом, а часто и с днем рождения. Дай Бог ему долгих лет жизни!
— Что радует в жизни?
— Несомненно, радует то, что в театр начал возвращаться зритель. В первую очередь, молодежь! Ведь зритель для артиста — это главное!
— А как вы относитесь к критике?
— Пока был молодой, конечно, как и все, — воспринимал в штыки. Сейчас мудрость берет верх, начинаешь понимать, что в критике есть свое зерно, появляется желание прислушаться.
— Каковы творческие планы?
— Сейчас начинается работа над новогодней сказкой, написанной, по традиции, Натальей Нижегородцевой и Светланой Алферовой. Это совсем новый сюжет, удивительная сказка должна получиться! А весной начну ставить замечательную комедию Шекспира “Двенадцатая ночь”.
— Спасибо за беседу, и удачи.

Ольга Рагузина

Справка “ЗР”

Сергей Жарков родился 11 мая 1965 года в семье военного в городе Тулун Иркутской области. В 1982 году окончил среднюю школу в Оренбурге. Тогда же поступил в Оренбургский педагогический институт, откуда перевелся в Читинский политехнический институт, в 1987 году получил специальность инженера-строителя. После армейской службы в Чите в звании лейтенанта стал начальником проектной мастерской в “Читагражданпроекте”.

Все эти годы участвовал в жизни народных театров “Круг”, “Бицепс”, театра Дома офицеров. В 1993 году поступил на заочное отделение режиссерского факультета Восточно-Сибирской академии культуры и искусств города Улан-Удэ. В этом же году стал заведующим постановочной частью в театре драмы. С 2002 года — главный художник театра. На конкурсе “Золотая медаль” выставки “Сцена России-2004” был удостоен диплома за представленные работы по сценографии.

Художник-постановщик спектаклей: “Утиная охота” А.Вампилова, “Забайкальская кадриль” В. Гуркина, “Алые паруса” А. Грина, “Последняя попытка” М. Задорнова, “Капитанская дочка” А. Пушкина, “Доходное место” А. Островского, “Комкор. Год 1941-й” А. Дударева, “Дядя Ваня” А. Чехова.

Режиссер-постановщик спектаклей: “Восемь любящих женщин”, “Последняя попытка”, “Не хочу быть собакой”, “Волшебная лампа Аладдина”, “Доходное место”, “Вперед, котенок!”, “Последняя женщина сеньора Хуана”, “Объявлено убийство”.

У Сергея Жаркова немало и актерских работ, наиболее значительные из которых: Римас в спектакле “Саня, Ваня, с ними Римас”, Иван Пятирубель в спектакле “Биндюжник и король”, Лука Лукич Хлопов в “Ревизоре”, Бопре в “Капитанской дочке”, полковник в спектакле “Не покидай меня”.

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14842>"Забайкальский рабочий"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс