Сердце согреют руки, а душу – любовь

Вдохнуть жизнь. Разве это возможно? Вполне, если ты – больше, чем просто человек, если ты – художник, творец, мыслитель. Ты не просто чувствуешь материал, ты живешь его жизнью, дышишь его дыханьем…

В историко-краеведческом музее города открылись две тематические выставки «Лес, словно терем расписной» и «Мастерица вышивает ткань». О чем хотели рассказать авторы в своих работах?

Огромная ракушка, граммофон, колокол, цветок – вариаций на тему того, что вырезал из дерева преподаватель Дома народных ремесел Павел Науменко вместе со своими воспитанниками, не счесть. В этой работе каждый видит что-то свое, близкое и родное. А эти нити, овивающие основную деталь… или кольца… Без них скульптура была бы неполной, не до конца выражающей замысел автора.

О Пабло Пикассо как-то сказали: он никогда не пишет с натуры, он работает вместе с ней. Именно это высказывание взял себе в качестве девиза зиминский мастер. Он признается, что с первого взгляда не всегда получается разглядеть в дереве готовую композицию. Чаще всего открытие приходит по ходу работы с материалом.

А это что… Птица? Русалка? Для кого-то – возможно. А для Павла Науменко это пара дельфинов: Он и Она. Так трогательно, проникновенно обитатели водных глубин прижались друг к другу, что становится очевидным: сейчас их не в силах разлучить ни волны, ни ветер. А, может быть, это будущий символ «Сочи-2014», только из натурального материала?

Вот еще парочка. Два силуэта немолодых людей видны отчетливо. Они прижимаются друг к другу, и их прикосновение – счастье для обоих. На переднем плане – две ладони, в них – едва заметный колобок. Этот символ семейного счастья они оберегают от посторонних.

«Сапожки домового тоже из дерева», – говорит мне экскурсовод музея Владимир Зырянов и показывает на пару обуви, по виду напоминающей сибирские унты. Я спрашиваю: «Примерить можно?». Владимир Александрович, улыбнувшись, отвечает: «Они очень маленькие. Подойдут только четырехлетнему ребенку». Жаль, конечно, но ничего не поделаешь.

Мне, как посетителю выставки, больше всего понравилась композиция, состоящая из сердца и двух ладоней, причем двух правых ладоней. Историю создания работы рассказал сам Павел Валентинович:

– На каждый День Святого Валентина мы вместе с ребятами, занимающимися в Доме народных ремесел, вырезаем из бересты кулоны-сердечки. Иногда несколько сердец остаются. Есть в Доме ремесел и ладони, вырезанные из дерева. Но целостная композиция сложилась не сразу. Одна из учениц, Кристина Степанова, собрала ее.

Получилось что-то такое… волнующее, трогательное. Ладони как будто ограждают сердце от влияния извне, защищают его от жестокости мира. Но почему две правые руки? Этот секрет мне не открыли, но я подумала: может быть, от того, что обручальные кольца носят на правой. Кстати, безымянные пальцы скульптуры обвиты нитями: белая символизирует женское начало, а красная – мужское. Если посетитель, увидев композицию, почувствует силу любви, – значит, замысел авторов удался.

И еще одна авторская особенность. Очень часто в работах Науменко доминирует парное начало. Бабушка с дедушкой, юноша с девушкой… В этом нюансе – авторский взгляд на мир, в котором, по мнению Павла Валентиновича, невозможно выжить в одиночку.

Почти все оттенки деревянных скульптур – природные. Павел Валентинович редко колорирует работы. Что характерно, многие деревянные скульптуры, представленные на выставке, не имеют названий.

– И это неслучайно, – говорит Владимир Зырянов. – Автор творит свой образ, но он не навязывает его посетителям. Каждый гость выставки видит в композициях что-то свое, иногда необъяснимое и понятное только ему. В этом и заключается уникальность каждой скульптуры.

Для того чтобы профессионально заниматься этим видом прикладного творчества, необходимо в совершенстве владеть техникой резьбы по дереву. Одно неверное движение, более сильный, чем нужно, нажим и… природный материал буквально «рассыпается» в руках. В Иркутской области – единицы таких мастеров, и как отрадно осознавать, что в нашем городе живет один из них.

Во второй части выставки – полотна и изделия, выполненные руками творческих женщин города: Розы Маликовой, Анны Наваловой, Елены Яровой, Валентины Малаховой.

В творчестве Анны Наваловой доминируют национальные мотивы. Целая серия работ, выполненных в лоскутной технике, отражает особенности японской живописи. Это направление автору подсказала директор школы ремесел Роза Маликова, она рассказала о японской культуре и подобрала необходимую литературу. Мастерицы постарались выдержать в работах главный принцип японской живописи – показать единение человека с природой, гармонию духовного и материального. На первом плане в работах – красивая японка в национальном костюме, фоном обязательно идет элемент природы, самый популярный из которых – ветка сакуры.

Вообще в женских работах нашли отражение культурные особенности разных стран, в том числе и России. На нескольких полотнах преобладают христианские мотивы. Здесь и церковь, вышитая бисером, и иконы, которые издали не отличишь от настоящих. Вот белка, как живая, предстает перед посетителями выставки, а здесь любимый кем-то песик, радостно играющий на лужайке. Сколько же мелких бусинок нужно соединить в одно целое, чтобы получилось готовая картина?

Пока я рассматривала работы, экскурсовод рассказал мне легенду о появлении бисера:

– Однажды финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, на солнце горел огнем и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.

Отмечу и то, что творческие женщины города нашли и другое применение бисеру. Несколько работ на выставке выполнены в технике бонсай – искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Получилось очень красиво.

Я смотрю на эти полотна и думаю, каким сильным характером нужно обладать, чтобы от начала до конца выполнить хоть одну такую работу… Это ведь не вечер и не неделя, а месяц-два ежедневного труда. И в каждой работе – своя философия.

Выставка продлится до начала октября.

Алена Алтунина

пн вт ср чт пт сб вс