18-19 июля на заливе Иркутского водохранилища, напротив ледокола «Ангара» прошли открытые городские соревнования по парусному спорту. Среди участников – яхтсмены 9-14 лет. Соревнования проводятся в трех классах яхт: «Оптимист», «Кадет» и «Луч».
Что самое сложное в детском парусном спорте? Это – научиться думать, понять, как «дружат», как взаимодействуют лодка, ветер и парус, говорит Максим Скоморовский, главный судья соревнований.
Дети в парусном спорте очень колоритно выглядят. В тельняшках, белых капитанских кепках, засучив штаны по колено, на руках несут в воду свои лодки. А вот маленькая девочка упорно толкает яхту сама, не обращаясь к помощи. Но вместо похвалы зарабатывает замечание судьи:
- Полина, дно же поцарапаешь! Попроси кого-нибудь помочь.
Новички, говорит Максим Скоморовский, еще допускают подобное, но вот опытные ребята берегут свои лодки не хуже, чем всадники – любимых лошадей. Тряпочкой протрут, блеск наведут, и никогда яхту на песок не поставит – только на специальные деревянные блоки. Потому что песок может поцарапать дно, и это скажется на скоростных качествах лодки.
Между прочим, парусный спорт, такой красивый и зрелищный, долгие десятилетия, можно сказать, прозябал в нашем регионе. Помнится, еще несколько лет Владимир Пятаков из федерации парусного спорта Иркутской области негодовал:
- Как это можно – жить на Байкале и не развивать парусный спорт?!
В самом деле, другие регионы мечтают о таком водном ресурсе, как у нас. Здесь можно было проводить даже международные регаты! Но имелись большие проблемы с инфраструктурой. Не хватает лодок, яхт-клубов. Купить среднего уровня детскую лодку стоит около 250 тысяч рублей. Восстановить старую гораздо дешевле – около 30-40 тысяч. Но те, которые сейчас восстанавливают, были сделаны аж… в 80-х годах! К счастью, перемены к лучшему идут.
- Сейчас идет волна повышенного интереса к парусному спорту, - говорит Максим Скоморовский, - у нас были старые суда, которые много лет не использовались – сейчас мы их восстанавливаем, многие из них уже можно видеть в сегодняшней гонке. Открываются школы парусного спорта для взрослых, уже давно работают детские школы. Эти дети потом вырастают, многие из них не бросают парусный спорт и продолжают заниматься им уже на взрослом уровне. Если раньше яхты в основном собирали сами – это было дешевле, то сейчас стали привозить новые из Владивостока, как детские, так и взрослые. И детям, которые сейчас осваивают парусный спорт и захотят связать свою жизнь с парусным спортом, когда вырастут, будет на чем ходить. Это радует.
В Иркутске регулярно проводятся детские соревнования, не меньше четырех за сезон. Нынешние – вторые по счету. Организаторы планировали провести не менее семи гонок за два дня, и все удалось. С погодой повезло, в первый день был хороший ветер, провели аж пять гонок! В четверг, 19 июля, ветер был небольшой, но все равно две гонки провести смогли. Здесь участвует три класса шверботов, то есть гоночных яхт: самые маленькие лодки – это «Оптимист», затем «Кадет» и самые скоростные среди их трех классов – это «Лучи».
Дистанция расположена неподалеку от ледокола «Ангара». У каждого класса – свой маршрут. У «Лучей» самый длинный: треугольник – петля. У «Кадетов» треугольник, и «Оптимист» – только петля.
Стартовая линия, как обычно, расположена между буем и судейским судном. Пока гонка не началась, яхтсмены вовсе не отдыхают, здесь идет напряженная работа: необходимо занять как можно более выгодное место для стартовой позиции. В парусном спорте победитель определяется по итогам всех гонок.
И в первый же день стало ясно, что в классе «Кадет» вряд ли кто-то сможет конкурировать с женским экипажем – рулевая 12-летняя Виктория Терехова, и матрос – 9-летняя Дарья Мустафина. В четверг утром, готовясь к гонке, девочки рассказали:
- В первый день был очень хороший ветер, мы пришли три раза первыми, а потом нам немного нам помешали некоторые «Кадеты», которые не знали правил. Мы могли бы подать протест, но мы подумали – нет, не будем. Еще в тот день мы заняли второе и третье место.
Во второй день они также шли в лидерах и выиграли очень уверенно. Это вообще очень слаженный экипаж, говорит главный судья:
- В экипажах у нас есть «текучка», нынешним летом в качестве матросов в основном пришли новички. А вот женский экипаж нам удалось сохранить. Вика и Даша – очень умные девочки! Парусный спорт, помимо физических качеств, требует, чтобы еще и голова работала, чтобы освоить так называемые «шахматы на воде». И эти две девчонки, во-первых, очень хорошо сработались, а второе – рулевая Вика очень хорошо думает. Где дует ветер – значит, она обязательно там! Где нет ветра – значит, ее там нет. Она умеет оказаться в нужное время в нужном месте, и эти девчонки выиграли практически без конкуренции.
Кстати, в парусном спорте мальчики и девочки могут соревноваться как раздельно, так и между собой. Здесь организаторы не стали разделять участников, все гонялись наравне.
Среди самых скоростных яхт, в классе «Луч», где соревнуются одиночки, борьба развернулась упорная между Николаем Скоморовским и Софьей Бадмаевой. Выиграл Николай.
- В этом возрасте и классе ребята уже знают, как ездить, – поясняет Максим Скоморовский, - тут уже речь идет про тактику, про умение предугадать, откуда ветер будет дуть – в общем, тут по-настоящему интересно. И чтобы победить, требуются уже физические качества, подготовка.
Как вы думаете, какие? Сильные руки, чтобы тянуть паруса? Это нужно, да. Но, оказывается, самое главное – это хороший пресс! Потому что, когда ветер давит в паруса, спортсмен должен своим весом компенсировать это давление, откренивать яхту. Для этого приходится, уцепившись ногами за специальную лямку, висеть на борту яхты, откинувшись назад и напрягая мышцы пресса.
В классе «Оптимист», где соревнуются самые маленькие участники, 9-10 лет, участвуют в основном новички. Это те, кто пришли заниматься только нынешним летом и в парусном спорте всего три недели. Тут все просто: кто понял, как надо ездить и правильно настраивать паруса – тот едет и выигрывает. Конечно, есть тут и те, кто пришел заниматься год назад и уже имеет опыт. Например, Егор Бегунов, который занял второе место, и Сева Подзоров, который стал третьим. Но всех обыграл 10-летний новичок Вячеслав Крутиков. Это мальчишка очень хорошо соображает, он сразу понял, как надо паруса настраивать, как идти. В итоге он обыграл более опытных.