Валерий Лукин: Я вернулся, чтобы снова служить людям

Валерий Лукин дважды избирался депутатом Законодательного Собрания от Усть-Илимска, и когда в 2004 году, баллотируясь на третий срок, он проиграл выборы, это известие буквально ошеломило многих. Второго такого Лукина, въедливого, дотошного, замечающего все изъяны поступающих в Собрание законопроектов и упорно бьющихся за их очеловечивание, в областном парламенте просто не было. Он говорил: «Депутат – это профессия, и профессия достаточно сложная и ответственная. А раз профессия, то ее надо профессионально выполнять».

Казалось бы, при таком подходе доверие электората ему обеспечено, но против изощренных избирательных технологий никому не устоять. Проигрыш не обескуражил Лукина, и он вошел в Законодательное Собрание с другого входа: как представитель областного профобъединения, имеющего право на законодательную инициативу. И этим правом он воспользовался сполна, проводя тщательную ревизию законодательных актов и предлагая к ним поправки.

Болезнь жены помешала ему принять участие в избирательной кампании 2008 года. Недавние довыборы в ЗС по Усть-Илимскому избирательному округу дали возможность Валерию Лукину еще раз попробовать свои силы на депутатском поприще. На сей раз попытка оказалась удачной. За него проголосовало 48% избирателей.

– На этот раз больших козней против вас не строили?

– В 2004-м я выиграл выборы в самом Усть-Илимске, но проиграл в районе. Разрыв между мной и победителем составил 300 голосов. Для 90-тысячного электората это, может быть, и немного, но хватило, чтобы оказаться за бортом. Картина повторилась и сегодня: город был за меня, а район предпочел соперника из ЛДПР. Но запас голосов горожан на сей раз оказался больше, дав мне возможность удержаться на первом месте.

– Почему же районный житель не пошел за вами?

– А вы побывайте в поселках, посмотрите, как живут люди. Тяжелая картина. Леспромхозы развалились, работы нет, люди устали от обещаний… В законы никто не верит: мол, они писаны, да не про нас. В таких условиях велика доля протестного голосования, избиратель предпочитает верить заезжим политическим агитаторам, которые призывают голосовать за обеспеченного человека со средствами, который им, якобы, потом поможет из собственного кармана. Благотворительность, это, конечно, хорошо, только я не понимаю, почему ее обещают в обмен на депутатский мандат. Разве без него нельзя приходить на помощь людям?

– Вы шли на выборы как самовыдвиженец. Почувствовали, каково это сражаться в одиночку против кандидатов с партийной поддержкой?

– Тяжело. Сбор одних подписей чего стоит. Зная, как придирчиво относится избирком к моим подписным листам, мы собрали их втрое больше: вместо двух около шести тысяч.

– Можно сказать, обезопасили себя.

– Иначе просто нельзя. Я понял, что федеральный закон создает дополнительные препятствия для самовыдвиженцев, выставляя порой чересчур жесткие требования. Скажите, для чего писать на каждом листе, что подписи собраны в городе Усть-Илимске, который находится в Иркутской области? А забыл вписать эту географическую пометку – все, подписи недействительны. Я думаю, надо бы упростить процедуру сбора подписей, дав возможность и беспартийным баллотироваться в законодательные органы. Хотя, возможно, все эти лишние преграды созданы специально, чтобы сформировать партийную систему. Но у избирателей должен быть выбор. Необходимо создать условия для продвижения в законодательные органы и беспартийных. Среди них также есть достойные граждане.

– Ваш авторитет в Усть-Илимске столь велик, что «Единая Россия» и другие политические партии, кроме ЛДПР, не стала рисковать, выдвигая своего кандидата, а решили поддержать вас, как человека, взгляды которого они разделяют. Это накладывает на вас обязательства по отношению к этим партиям?

– Я благодарен и «Единой России» и «Справедливой России», которые оказывали мне помощь на выборах, предоставляя своих агитаторов. Но это не означает, что я уже встал в очередь за партийным билетом. Не привык ходить строем. Знаете, что для меня не приемлемо в уставах партий? Принцип демократического централизма, когда меньшинство должно подчиняться большинству. К сожалению, практика показывает, что большинство не всегда право. Я – беспартийный. Моя партия – жители Усть-Илимска и Усть-Илимского района.

– Но все депутаты Законодательного Собрания имеют партийную ориентацию. Не оставаться же вам в беспартийном одиночестве?

– У меня деловые отношения с депутатами всех политических партий, которые присутствуют сегодня в Законодательном Собрании. Я не одинок в своих взглядах: в программах всех партий звучит тема социальной защиты и социальной справедливости.

А что касается членства в партии, то у нас есть пример депутатов, которые входят в политические фракции, будучи не членами партий.

– Вы пойдете по их стопам?

– Не исключено. Технология принятия законов такова, что бурные дискуссии по ним разворачиваются как раз при рассмотрении их на заседаниях депутатских фракций. И было бы целесообразно, чтобы еще на стадии подготовки была озвучена моя позиция, совпадающая с позицией областных профсоюзов. И конечно, лучше всего это делать в самой большой и влияющей на голосование фракции. Это не значит, что если мне не удалось убедить фракцию в своей позиции, я откажусь выступить на сессии. И это не будет налагать на меня обязанность голосовать, как решит фракция. При голосовании я буду, как и прежде, исходить из своих жизненных принципов и внутренних убеждений.

– С какими замыслами вы приходите в Законодательное Собрание?

– В Госдуме есть опыт создания межфракционных групп, в которые входят депутаты от всех представленных в парламенте партий. Это своего рода мозговой штурм для разрешения каких-то насущных проблем. А почему бы и нам не воспользоваться такой формой работы? Одна такая группа под условным названием «Солидарность» могла бы объединить депутатов, которым интересны вопросы законотворчества в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономическими отношениями. К сожалению, сегодня уровень социальной защиты малоимущих граждан оставляет желать лучшего. Не терпит отлагательств принятие правовых актов, обеспечивающих реальное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Вторая группа, назовем ее «Север», должна заняться вопросами развития северных территорий Иркутской области. На это настраивает стратегия развития Сибири до 2020 года, которая утверждена правительством России. В ней северный пояс Сибири выделен в отдельное приоритетное направление развития. Необходимо решать комплекс вопросов, поскольку будущее Иркутской области, так же как и всей Сибири, во многом зависит от развития Севера. Есть острые проблемы устьилимцев, связанные со строительством Богучанской ГЭС, реформированием учреждений бюджетной сферы, обеспечение жителей района качественной питьевой водой, безусловное исполнение программы поддержки моногорода и ее продления на среднесрочную перспективу и другие проблемы...

– В каком комитете или комиссии ЗС собираетесь работать?

– Пока не определился.

– А с принципами определились?

– Они остаются прежними. Честный, вдумчивый, профессиональный подход к разработке регионального законодательства. Я считаю, что защищать интересы людей необходимо не только в процессе исполнения законов, но еще более важно принимать участие в их подготовке, чтобы они отвечали чаяниям людей. Законы пишут юристы, академики, теоретически там все правильно изложено, но задача депутатского корпуса как раз приблизить их к существующим реалиям.

Автор: Олег Гулевский

Фотограф: Лариса Федорова

пн вт ср чт пт сб вс