Татьяна Гринденко: Настоящее искусство всегда ставит вопросы, но никогда не дает ответов

В Иркутске выступила «Академия старинной музыки» и ансамбль OPUS-POSTH

В минувший понедельник в Иркутской областной филармонии состоялся один из самых ярких и уникальных концертов весны – выступление легендарного ансамбля солистов «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко. В программе «Старое и новое» был заявлен Вольфганг Моцарт и ультрасовременная классическая музыка композиторов-минималистов, которая звучала в Иркутске впервые.

Зал был почти полон, и публика собралась благодарная. Концерт вела сама народная артистка РФ, скрипачка Татьяна Гринденко. Как музыкант с классической школой в СССР она играла в одной из первых рок-групп «Бумеранг», а затем в рок-группе «Форпост», участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях. Ее коллектив – это два в одном – «Академия старинной музыки» для исполнения наследия прошлого и ансамбль OPUS-POSTH – для авангардных композиций. В Иркутске музыканты также выступили в двух ипостасях.

– В любом настоящем искусстве – старом и новом – есть одна отличительная черта – искусство всегда ставит вопросы, но никогда не дает ответов, – обратилась Татьяна Гринденко к зрителям. – Мне кажется, это очень важно, ведь когда публика приходит в зал и ищет знакомые мелодии, которые можно подпевать, это значит, что она уже нашла для себя ответы. И это неправильно, ведь ответы – не задача искусства. Поэтому сегодня будет звучать очень разный Моцарт, ведь его жизнь в силу его гениальности напоминала фейерверк. На мой взгляд, его гениальность заключается как раз в том, что эта память о точке жизни никогда не оставляла его.

Первое отделение концерта длилось больше часа. Кстати, о том, что уникальное выступление привлекло и ту публику, которая не привыкла посещать залы филармонии часто, красноречиво свидетельствовали аплодисменты между частями музыкального произведения. Тем не менее зал был очень восприимчив и словно дышал с музыкантами в ритме волшебной музыки Моцарта. В финале музыканты исполнили его Квинтет соль минор.

– Это один из удивительных квинтетов Моцарта, как раз то, о чем я говорила – сплошные вопросы и ни одного ответа, – пояснила Татьяна Гринденко. – С созданием этих квинтетов связана очень интересная история. Моцарт надеялся получить место работы при князе и написал несколько квинтетов, предполагая, что его работодатель, известный виолончелист, будет их исполнять. Князь, увидев чрезвычайно сложную и развернутую партию виолончели, не принял подарка, Моцарт места не получил, но зато роскошнейшая музыка осталась потомкам.

Во втором отделении прозвучала музыка современных композиторов.

– Начать мы хотим с сочинения, которое называется «Встреча с композитором Мартыновым» Георга Пелецыса, – открыла второе отделение Татьяна Гринденко. – Дело в том, что Георг Пелецыс и Владимир Мартынов вместе учились в московской консерватории, занимались старинной музыкой, и оба писали диссертацию на эту тему. Оба они, и я вместе с ними, играли в первой запрещенной рок-группе «Бумеранг», и отголоски нашего рокового прошлого перешли в совершенно другое русло. Оба эти композитора занимаются минималистской музыкой. Если совсем грубо ее описать – берется какой-то фрагмент, который повторяется до тех пор, пока он себя не изживает, и потом накладывается на следующий. Иногда же совсем минимальными средствами удается выразить всю суть мироздания. Так вот, композиторы встречаются до сих пор, и их отношения складываются очень трепетно, они много пишут друг другу, в том числе и музыкальные письма.

Суть этого произведения один из музыкантов расшифровал как послание: «Помнишь ту ночь в мае, когда мы просидели до утра, а потом пошли гулять по Москве, и эти декорации, которые мы видели вокруг, каким-то образом вплелись в нашу беседу. Как здорово, что есть человек, который может тоже это чувствовать...» Кстати, если в первом отделении музыканты играли короткими смычками, то во втором перешли на их современные аналоги:

– У обычного и старинного смычка разные колодки, головки и длина, – пояснила Татьяна Гринденко. – Новыми смычками можно ударить по струнам и извлечь эффектный звук. Это связано с тем, что в XIX веке искусство настоящего музицирования стало выходить на большую сцену. Появились большие залы, исполнитель стал приходить в совершенно другое психологическое состояние. Для сравнения, если в музыке Моцарта есть такая глубокая и постоянно не отпускающая боль, даже если она веселая, то в новое время исполнителям захотелось передать мощь и почувствовать славу. Публика стала приходить не как соучастник глубины, ради которой создавалось произведение, а для того чтобы получить удовольствие. Однако когда мы 25 лет занимались исключительно старинной музыкой и добились особенного звука, он соблазнил многих композиторов, и для нас стали писать.

Одно из таких произведений «Зеленое ДНК» молодого московского композитора, бывшего братчанина Павла Карманова ансамбль исполнил на концерте. Завершила выступление «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Моцарта.

– Это произведение написано с колоссальным юмором, – считает Татьяна Гринденко. – Особенно если учитывать, что оно должно исполняться ночью, когда нужно играть тихо, чтобы никому не мешать спать.

После бодрого исполнения произведения классика спящих в зале точно не было. А на бис музыканты сыграли произведение другого композитора – минималиста Филиппа Гласса, чтобы доказать публике, что она любит современную музыку.

После концерта Татьяна Гринденко ответила на вопросы журналистов, и первое, что их интересовало, – почему она не исполнила ни одного произведения композитора Владимира Мартынова, известного широкой публике по музыке к киноленте «Остров».

– Мы испугались, что публика не готова, но если бы мы знали, что у них будет такая реакция, мы бы сыграли. Мартынов – композитор помощнее и посерьезнее, для этого нужно и публику иметь соответствующую.

– По вашему ощущению, иркутская публика восприняла минимализм должным образом?

– По-моему, да!

– Вы ведь уже выступали в Иркутске?

– Очень давно, с Алексеем Любимовым, с тех пор вся Сибирь для меня – черная дыра. Мы сейчас едем в Красноярск, вчера были в Чите, и в полном восторге, там публика настолько неподготовленная, как губка впитывала в себя все. Для нас это был настоящий кайф!

– Расскажите, как сейчас развивается минимализм?

– Мне кажется, он возник вынужденно, предвосхищая то, что сегодня происходит в мире. У Мартынова есть такая книга «Конец времени композиторов», где он на исторических примерах объясняет, что все, что возможно было, – уже сказано. Как Пелецыс написал: без нас исполнителей не существует! Раньше же была ситуация, когда музыка существовала как воздух. И этот флюсовый нарост в виде исполнителя, собственно, существует лет 300–400, что в сравнении с историей культуры и мировых искусств – просто миг! А то, что имеет начало, должно иметь конец. И мне как исполнителю жаль признавать, что мы его сейчас и наблюдаем.

– Но при этом Мартынов остается активным композитором…

– Вы знаете, он и композитор – и не композитор, и писатель – и не писатель, он сам говорит, что сейчас такое время и он – его естественный продукт. И потом, о каком исполнительстве может идти речь, когда в любом доме есть компьютер, нажав на кнопку которого, вы сразу получите ответ на любой вопрос. Искусство и музыка связаны с ситуацией ровно наоборот. Оно ставит вопрос за вопросом: зачем ты живешь? И универсальный ответ никто не может получить, потому что каждый находит его сам в конце жизни. Но если постоянно нажимать кнопку компьютера, ты этого не в состоянии понять.

– Это спорно, ведь и нажимая кнопку, он этих ответов не получает.

– Спорно, но только сегодня скорость возникновения пустых и блестящих исполнителей поражает. Я часто сижу в жюри конкурсов, недавно была в Германии. На первом туре – непонятно кого пропускать – все феноменально играют, быстро и чисто – мы даже не мечтали о таком техническом совершенстве. А со второго тура непонятно, кого брать в третий, потому что никто не играет на самом деле. Оглушающая пустота! Люди не могут ничего сделать ни со звуком, ни со своими мозгами. Но сейчас на Западе появляется такая молодежь, я ее называю – аутентика романтизма, они страшно хотят заниматься, учиться, приобретать те знания, которые у нас уже потеряны. Это симуляция ремесла.

– Наверное, вам очень тяжело существовать с осознанием этого?

– Тяжело, но так как я начинала играть в рок-группе и вообще очень много занималась авангардом, я думаю, для того чтобы наполнить сосуд, его нужно сначала опустошить…Обязательно возникнет что-то другое…

– Но ведь Павлу Карманову наличие у него дома компьютера и того ремесла, которое он использует, создавая музыку к рекламе, не мешает создавать прекрасные произведения?

– Вы глубоко ошибаетесь. Он создал два-три великолепных произведения и больше ничего не может, поэтому сейчас он бросил рекламу, которая высасывает все, и находится сейчас в абсолютной нищете. Это совсем не тот заработок, который был раньше. Представляете, Моцарт написал эти феноменальные квинтеты, чтобы получить место у князя. Тогда такие люди обеспечивали колоссальный уровень искусства, а сейчас их нет.

– И куда мы будем двигаться со всем этим?

– Это дело не нашего ума. Например, когда появился рояль, Вольтер писал о нем как о наглом инструменте! Предполагать, что будет дальше, прогнозировать – глупо. Что-то бесспорно будет! И мне хочется дожить и посмотреть – что? Это должно быть нечто роскошное! Например, я три года назад была на авангардном фестивале в Японии, и там был целый день нойза (один из старейших стилей в индустриальной музыке, в котором используются разнообразные звуки, чаще всего искусственного и техногенного происхождения. – Авт.). Это было колоссально! Мне было так жаль, что у меня нет денег на аппаратуру, чтобы делать это самой. Это совсем другой мир!

– Но совершенно не для массового слушателя…

– А что для массового слушателя? Может быть, Моцарт? Или Мартынов? Я сейчас очень полюбила группу «Вежливый отказ» и порекомендовала ее на концерты в Перми – там были разочарованы, потому что она тоже не для массового слушателя. Но это такая крутая группа – настоящие чистые рокеры! Но человеку сейчас не нужна чистая идея – ему нужна литература, чтобы музыка ему о чем-то рассказывала. И это катастрофа для искусства!

– Где для вас пролегает грань между новым и старым?

– Она пролегает на романтизме, который мы не играем в этих программах, ведь это абсолютно нестыкующиеся философии.

– А разве барокко и авангард, и тем более рок – гармоничные друг другу философии?

– Конечно, это очень близкие состояния, потому что и старая музыка, и авангард, и рок – не пересказ чего-то, а вещь в себе. В отличие от романтизма, который все-таки – литература. Пусть великая, которую я сама очень люблю, но литература!

СПРАВКА:

Ансамбль «Академия старинной музыки» был основан в 1982 году Татьяной Гринденко. Это был первый ансамбль, играющий барочную музыку на аутентичных инструментах с использованием барочных смычков. В настоящее время ансамбль является всемирно известным коллективом Московской государственной академической филармонии и насчитывает 12 исполнителей. В состав ансамбля входят скрипки, альты, контрабас и виолончель. Основным акцентом ансамбля является исполнение европейской и русской музыки эпохи Возрождения и барокко на аутентичных инструментах. Репертуар оркестра включает музыку более 50 композиторов, таких как Монтеверди, Перголези, Джеминиани, Корелли, Телеман, Люлли, Галуппи и Фукс. Ансамбль также исполняет произведения современной авангардной музыки композиторов Мартынова, Пярта, Соколова, Карманова.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Евгений Козырев

пн вт ср чт пт сб вс