В Доме художника открыта выставка плеяды Михаила Воронько

Да, их целая плеяда – тех художников, которые напрямую учились у Михаила Даниловича Воронько в стенах Иркутского училища искусств или позднее, на соответствующих отделениях политехнического института, затем технического университета.

Михаил Воронько в документальном фильме

Выставка его воспитанников, среди которых немало не просто состоявшихся, но и именитых, широко известных мастеров, открылась в галерее «Дом художника» в день рождения талантливого иркутского педагога – 21 ноября. И посвящена она была 85-летнему юбилею мастера, юбилею, до которого он не дожил всего год...

Он пришел в иркутское училище в начале 60-х – выпускник Харьковского художественного института, молодой, перспективный художник. Здесь уже работали его товарищи по вузу – Анатолий Алексеев, Глеб Богданов, Аркадий Вычугжанин. У каждого – незаурядный талант и особый почерк.

Это было время особого подъема и, по мнению многих, важнейший период формирования иркутской художественной школы. Менялась и сама система преподавания – она все больше ориентировалась на высокие достижения русской академической школы.

Об этом рассказывает фильм, показанный всем гостям вернисажа в самом начале события. Идея фильма принадлежит Алие Альмухамедовой, матери одной из воспитанниц Михаила Даниловича Воронько. Алия Альмухамедова стала затем и продюсером фильма, его движущей силой. И некоторые факты в этой публикации опираются на документальные кадры из этого фильма, надо отметить – весьма удачного и обстоятельного.

В первые годы работы в Иркутске Михаил Воронько активно занимается творчеством, участвует в выставках областного и даже республиканского уровня, но это отвлекает его от главного дела, которому он решил посвятить свою жизнь.

54 года своей жизни Михаил Данилович Воронько отдал преподавательской деятельности. Из них 33 года – воспитанию будущих художников в стенах Иркутского художественного училища, а после 16 лет был доцентом кафедры монументально-декоративной живописи, дизайна и прикладного искусства политехнического института, сегодня ИрГТУ.

У него была непростая судьба. Родился в 1926 году на Алтае, мама была безграмотная, отец – рабочий. Семья переживала и голод, и переселение, и трудности военных лет... Но его ищущая, любознательная, творческая натура проявилась довольно рано.

«Учился я хорошо, – пишет Михаил в своих дневниках. – Библиотека в школе была хорошая, и все книги, которые брали домой братья и сестра, я читал, опережая свой возраст. Эта привязанность к чтению и развила во мне необходимость выразить свои чувства и мысли. Я рано начал рисовать и писать стихи. Рисовал вначале цветными карандашами, а в седьмом классе взял в руки краски...»

Наверное, выставка памяти Михаила Даниловича Воронько не могла быть иной – она сложилась из работ десятка с лишним авторов, каждый из которых «прошел через руки» – через сердце, через душу – легендарного педагога. И в работах его учеников, всякий раз по-разному, прослеживается влияние, роль мастера, которая могла выразиться и в занятиях, и в длительных разговорах, и в молчаливом одобрении, а главное – в стремлении раскрыть индивидуальность каждого.

– Его педагогическое чутье, умение сочетать обучение с воспитанием, уважение к молодежи снискали ему славу доброго, справедливого и в то же время требовательного преподавателя, – говорят о нем создатели фильма.

– Это драгоценное свойство педагога – он не подавлял, не натаскивал, как это часто бывает даже у хороших мастеров, – говорит академик, народный художник Анатолий Алексеев. – Михаил Данилович именно воспитывал природные свойства и качества ученика. Он умел разглядеть и раскрыть в каждом студенте его способности, вовремя поддержать и подсказать верное направление. Он делал это ненавязчиво, без напряжения и пафоса... Это отличительная черта его характера.

Художник, живописец Олег Веселов на выставке вспоминает:

– Да, он вел у нас весь цикл специализаций – живопись, рисунок, композицию, а еще вел занятия в графическом кружке. Как педагог он был универсален. И я думаю, не последнюю роль в этом сыграла преемственность, а именно – его педагог в Алма-Атинском художественном училище, где он учился до института. Это Абрам Маркович Черкасский. Он вел для студентов, среди которых был и молодой Воронько, живопись, и, по отзывам многих, это был легендарный педагог.

По некоторым высказываниям Михаила Даниловича я понимал, что от Черкасского он получил даже больше, чем от институтских преподавателей в Харькове. Может быть, потому, что в институте он учился на отделении графики – поступить на живописное отделение было чрезвычайно сложно из-за наплыва абитуриентов из числа льготников-фронтовиков.

Легендарным педагогом оказался и сам Воронько. Его не стало год назад, он покинул сей мир в 85-летнем возрасте, но до последних дней своей жизни работал с воспитанниками.

Олег Веселов, с которым мы беседуем, продолжает:

– Я учился у Михаила Даниловича в том единственном наборе студентов-живописцев, который он вел с первого курса до последнего. «Я на вашей группе отработал и усовершенствовал всю методику преподавания», – говорил нам Михаил Данилович. И это понятно: мы учились во второй половине восьмидесятых, когда началась перестройка и темы, обязательные для соцреализма, вроде «копки картофеля» и «колхозных полей», стали не столь актуальны, отходили на второй план, а художники почувствовали наконец воздух свободного творчества и более свободного преподавания. Пришли новые веяния...

Да, пришли новые веяния, и теперь за них «никому ничего не было», – а ведь того же Черкасского в 1949 году временно отстраняли от преподавания на том основании, что в его методике уловили «опасные тенденции», «склонность к формализму и импрессионизму», рассказывает Олег Веселов.

В фильме мы видим подтверждение тому, что вся жизнь Михаила Даниловича Воронько протекала в тесном окружении молодежи. Он отечески внимателен к своим студентам, к манере работы каждого – такое впечатление, что больше всего на свете он боится пропустить, не разглядеть новое дарование, не помочь ему опериться.

...Они росли – сначала под его крылом, потом – в самостоятельном полете. Каждый выбирал свою траекторию и свой путь. И потому сегодня мы видим в экспозиции таких разных авторов. Мощные работы Виктора Мироненко (такие, как, например, портрет Владимира Калаянова) и Юрия Квасова (портрет писателя Виталия Диксона, а также «демонический» потрет художника Десяткина); прозрачный, трепетный детский потрет «Верослава» Татьяны Громыко; романтическая живописная работа Олега Веселова, изображающая распахнутое в весну, в весенний дождик окно... Название «Непогода» при виде этого буйного цветения только усиливает впечатление неукротимого стремления природы к обновлению. Мы видим узнаваемые по ярким цветовым пятнам работы Геннадия Кузьмина, по более сдержанной гамме – Александра Муравьева, Ольги Ильиной... Ряд интересных своей выразительностью графических портретов самого Воронько, выполненных его учениками...

Михаил Данилович воспитал десятки талантливых художников. Среди его учеников – академик двух российских академий, ректор Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии, народный художник России Алексей Талащук; академики и народные художники России Виталий Смагин и Александр Муравьев, заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств Николай Ротко; из художников более молодого поколения – Валерий Чевелев, уже названные Олег Веселов, Юрий Квасов, Ольга Ильина, Татьяна Громыко, Наталья Довнич... И еще многие, многие...

При этом он сам, Михаил Данилович Воронько, сохранял в себе и некое ученическое преклонение перед своими педагогами, и способность видеть все новое и ценное у своих учеников, и никогда не стеснялся учиться новому. Он будто следовал мудрому замечанию классика: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».

Вообще это стихотворение, написанное советским поэтом Евгением Винокуровым, обращено именно к художнику и изначально звучит так:

Художник, воспитай ученика,

Сил не жалей его ученья ради,

Пусть вслед твоей ведет его рука

Каракули по клеточкам тетради,

Пусть на тебя он взглянет свысока,

Себя на миг считая за провидца.

Художник, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться.

Две последние строки стихотворения стали афоризмом и вошли в широкое употребление, хотя и в более общей форме: «Учитель, воспитай ученика...» Это выражение понимается нами как призыв делиться знаниями, умением, мастерством, которые в итоге умножаются и умножают наши общие достижения.

Спорить с этим сложно: вся выставка учеников Михаила Воронько и сама судьба художника и педагога – яркое тому подтверждение.

Любовь Сухаревская.

"Байкал24" опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс