Чингис и Елена Аюшеевы – о творчестве и не только...

Известные во всем мире оперные певцы Чингис и Елена Аюшеевы заняты в музыкальных проектах во многих странах. Однако при этом большое количество концертов артисты дают и в Бурятии. Недавно супруги вместе с дочерью приехали в Улан-Удэ для строительства дома. Значит ли это, что певцы хотят перебраться в Бурятию? «Новая Бурятия» узнала от самих артистов.

– Свой отпуск вы проводите в Бурятии, расскажите, чем вы сейчас занимаетесь?

Елена: В Бурятии сейчас мы на отдыхе и занимаемся строительством дома. Несмотря на то, что много наших концертов проходит в Улан-Удэ и мы часто здесь бываем, у нас нет своего дома. Останавливаться надолго некогда, и вот сейчас мы наконец-то нашли время для строительства своего дома.

Чингис: Я хочу когда-нибудь здесь провести свою старость, а не в Москве. В Москве жить очень сложно. Меня всегда тянет на Родину, и, конечно, хочется, чтобы был свой угол. Тем более что планы на Бурятию у нас длительные.

Елена: Обратились мы с нашей проблемой в супермаркет домов «Теремки», сразу выбрали земельный участок за поселком Зверосовхоз. Я задалась вопросом – сами строить-то мы не можем, это же ответственность большая – построить дом на высоком уровне, чтобы мы чувствовали себя комфортно.

В супермаркете домов «Теремки» нам предложили надежных застройщиков, полностью взяли на себя оформление документов, составление сметы, в общем, все то, в чем мы не разбираемся. Я думаю, быстро построят, может, зимой уже заселимся. Очень хочется приехать в следующий раз в свой дом.

Понравилось, что большой выбор домов из разных материалов – бревна, бруса, каркаса, газобетона, кирпича, как говорится, на любой вкус и кошелек. Мы же тоже присматривались и к одному, и другому материалу. В общем-то, мы артисты – народ капризный.

– «Бедный, но капризный», – добавляет Чингис. (Смеются).

– На самом деле, видно, что в супермаркете домов «Теремки» работают профессионалы и по европейским стандартам, учитывают все наши пожелания, которых на самом деле много. Они терпеливо предлагают нам один проект, другой проект и в каждом учитывают наши пожелания.

– А что для вас так важно в доме? Расскажите о своих пожеланиях?

Елена: Для артиста всегда важна эстетика, в каком ты интерьере находишься, а дом ведь тоже должен вдохновлять и радовать. Для Чингиса важна духовная составляющая, больше само место, наполнение, а для меня красота, хочется приезжать домой и радоваться только от одного внешнего вида.

Очень важно, какие у тебя будут соседи, мне импонирует, что учитываются наши пожелания о том, чтобы наши соседи были люди примерно одного круга, чтобы можно было общаться на общие темы, ходить друг другу в гости, решать совместно вопросы благоустройства, которые обычно бывают у соседей.

– Помимо строительства дома, чем вы еще заняты в Бурятии?

Елена: Параллельно идет подготовка музыкальных проектов, которые будут проходить здесь. Один из них планируется на православное рождество. Концерт с русским народным оркестром – будет подарок жителям республики.

Концерт «Тоонто» мы хотим показать и в Москве с неаполитанским оркестром. Выбрали именно неаполитанский оркестр, потому что у неаполитанских инструментов схожее звучание с монгольскими.

Была сделана видеоверсия концерта «Тоонто», и в Москве выпущен DVD-диск. Жители Бурятии могут приобрести диск в сети магазинов «Видеоленд».

Для нас событийный проект «Песни военных лет» с симфоническим оркестром, который пройдет на площади Советов, планируется прямая трансляция на телевидении. Вот как Дмитрий Хворостовский в Кремле делал концерт, примерно такого же уровня концерт мы планируем провести и здесь. Это все наши планы на этот театральный сезон в Бурятии.

– А что касается других творческих проектов, много ли работы вне Бурятии?

Елена: На весну нам предложили большое турне по странам Южной Америки: Бразилии, Аргентины, другим странам с интересным проектом – неоклассика, когда оперные голоса поют в сопровождении электроинструментов: электровиолончели, электроскрипки. Это будет грандиозное шоу, сочетание рока и классики. Такое мы еще не пели, поэтому нам интересно, к примеру, исполнить репертуар Андреа Бочелли, адаптированный для широкого зрителя. И потом мы никогда не были в этих странах, это безумно интересно, мы хотим побывать там.

Для артиста важно самосовершенствоваться, знакомиться с тем, как работают в других странах. От того, что сидишь на одном месте, нет никакого развития. Самое дорогое для артиста – это свобода. И когда работаешь с агентами, импресарио, которые продают тебя на разные площадки, ты находишься в более открытой системе. Это современный подход в работе и, можно сказать, лучший для развития артиста.

Сейчас мы едем в Калининград на закрытие Рахманиновского фестиваля. Работы много, только успевай разучивать, и хочется остаться на этом же уровне мастерства, качества. Многие певцы, взявшие определенную высоту, заболевают звездной болезнью и перестают дальше развиваться, работать над собой, считая себя звездой, которая все может, и все умеет. Тем самым артист устанавливает потолок для развития, но всегда есть, над чем работать.

Чингис: На сцене нужно стараться видеть себя со стороны. Артист это сложная профессия, это большая ответственность перед большим количеством зрителей. Везде нужна настройка, чтобы нигде не облажаться, слова не забыть, «петуха не пустить». Понятие «петуха пустить» на нашем вокальном жаргоне означает срыв голоса у певца. Очень много нюансов, особенно в оперном искусстве: надо вступить одновременно с оркестром, выполнить все мизансцены и другие художественные задачи, в целом все это очень сложно. Если в кинематографе есть широкие возможности монтажа, и можно выйти из положения, то на сцене оперный певец все время находится в ритмической музыкальной последовательности, и если певец совершит ошибку, нельзя повториться и ее исправить. Но, вместе с тем, это очень творческая и дающая возможность для саморазвития профессия.

Беседовала Арюна Цыденова

пн вт ср чт пт сб вс