Формат визита Далай-ламы на Тайвань должен кардинально повлиять на возможность его поездки в Россию

Визит Далай-ламы на Тайвань, намеченный с 31 августа по 4 сентября 2009 года, обозначает ситуацию выбора, которая должна кардинально повлиять на возможность поездки духовного лидера тибетских буддистов в Россию.

Как отметил 26 августа полномочный представитель Далай-ламы XIV в России, СНГ и Монголии Нгаванг Рабгьял, поездку Далай-ламы в Россию пришлось перенести на 2010 год из-за того, что в сентябре нынешнего года у духовного лидера "очень много приглашений". Теперь стало известно, что этот перенос связан, в первую очередь, с визитом Далай-ламы на самоуправляемый остров, который Пекин считает своей провинцией. Запрос о возможности визита Далай-ламы, направленный правительством города Гаосюн 23 августа, требовал как можно более срочного ответа, поскольку жители пострадавших от стихийного бедствия южных районов острова остро нуждаются в помощи буддийского наставника. Глава "Фонда Его Святейшества Далай-ламы" Дава Церинг, являющийся полномочным представителем Далай-ламы на Тайване, заявил, что "Его Святейшество был опечален зрелищем разрушенных оползнями домов" и готов прибыть на остров 31 августа. Президент Тайваня Ма Ин-цзю практически сразу откликнулся согласием на этот визит, а министерство иностранных дел Тайваня пообещало всяческую поддержку в оформлении документов.

Поскольку Далай-лама еще не посещал остров при нынешнем руководстве, когда правящая партия Гоминьдан предприняла решительные меры по сближению с материковым Китаем, снова обсуждается вопрос о порядке его въезда на территорию Тайваня. Как заявил директор консульского бюро министерства иностранных дел Тайваня Ло Ю-чжун, Далай-лама может получить разрешение на въезд или визу в зависимости от того, какой статус укажет в заявлении. В марте 1997 года Далай-лама получил от национального иммиграционного агентства разрешение на въезд как постоянно проживающий за границей гражданин Китайской Республики. Тогда как в марте 2001 года консульское бюро выдало ему визу как человеку без паспорта с удостоверением личности, выданным правительством Индии.

Эта ситуация выбора имеет большое значение для Российской Федерации в силу того, что кардинально меняет положение в сфере его поездок с религиозными целями. Если Далай-лама будет осуществлять свою поездку на Тайвань в статусе гражданина Китайской республики, то только потому, что правящая партия Гоминьдан считает Тибет частью "единого Китая". Если же он прибудет на остров по визе, то это произойдет на тех же основаниях, на каких он должен посещать Россию. Но тогда в Пекине эту поездку придется признать посещением отколовшейся провинции, иначе неизбежно возникнет отсылка к тому, что Тайвань является непризнанным государством. Столкнувшись с такой дилеммой, Пекин наверняка предпочтет промолчать, учитывая, что визит Далай-ламы носит исключительно религиозный характер и его следует оценивать с гуманитарных позиций.

Однако буддийские общины России, направляя властям просьбы о визите Далай-ламы, также подразумевают исключительно религиозные цели, указывая, что многие тысячи верующих не в состоянии встретиться со своим духовным лидером в Индии или других странах – в силу старости, болезней и просто недостатка средств. Чиновники обыкновенно отвечают, что Пекин, испытывающий напряженность в отношениях с Далай-ламой, такие доводы не приемлет, а поэтому визу для посещения России духовному лидеру буддистов выдать никак нельзя.

В этом году мидовские чиновники уже дважды de facto частным образом, без комментариев в прессе, заявляли в ответ на просьбы религиозных общин Тувы, Калмыкии, Бурятии о невозможности визита буддийского духовного лидера в Россию, являющуюся, как подчеркнул на днях президент Дмитрий Медведев, "единственным государством в Европе, где буддизм признан традиционной религией". Причем в апреле такой отказ был направлен депутату Госдумы Ларисе Шойгу, а не пригласившей Далай-ламу религиозной общине. И, более того, этим отказом представители российского внешнеполитического ведомства пытались предвосхитить "просьбу" посольства КНР в Москве.

Со 2 по 7 сентября 2009 года верующие надеялись увидеть Далай-ламу в Бурятии, где по инициативе Бурятского научного центра СО РАН уже подготовлена программа визита. И, по нашим сведениям, вопрос о визите Далай-ламы во время посещения президентом Медведевым Иволгинского дацана даже не обсуждался. Однако сначала представительство МИД РФ в Дели вернуло документы, сославшись на "ошибки" в оформлении запроса на выдачу визы. Теперь поездка в Бурятию откладывается из-за поездки духовного лидера на Тайвань, где вызванные тайфуном "Моракот" наводнения и оползни унесли жизни более 500 человек. Но есть и время для того, чтобы российские граждане и организации успели направить новые просьбы о визите Далай-ламы.

И раз уж отдельные персонажи, имеющие такое влияние в российском внешнеполитическом ведомстве, так привыкли следовать в фарватере Пекина, то пусть теперь задумаются, на какие доводы будут ссылаться в своих ответах верующим в дальнейшем. Или заявят, что необходимо подождать, пока на наши республики тоже обрушится какое-нибудь стихийное бедствие?

Валерий Никольский


пн вт ср чт пт сб вс