Сказать “нет” тоже надо уметь

Традиционные осенние бюджетные баталии (а выработка бюджета, по меткому определению одного известного американского экономиста, есть искусство равномерного распределения разочарований) нынче осложнены не только последствиями мирового кризиса, но и трехлетней структурой основного финансового документа Забайкальского края, и противоречиями в понимании того, куда направлять имеющиеся скудные средства.

Известна позиция губернатора. Он неоднократно обращался к депутатам с просьбой реально смотреть на положение вещей, не стремиться включать в бюджет позиции, заведомо не подкрепленные финансами, не наращивать дефицит бюджета в угоду политическим целям.

Как известно, профильный комитет Заксобрания по налоговой и бюджетной политике, рассмотрев внесенный губернатором законопроект, предложил принять к сведению замечания и рекомендации депутатов, еще раз проанализировать документ в ходе публичных слушаний и рассмотреть его со всеми коррективами на пленарном заседании 28 октября. То есть сегодня. Однако, по решению Совета регионального парламента, бюджетные дебаты перенесены на два дня и должны состояться 30 октября.

Двухчасовые публичные слушания 23 октября не сгладили противоречий у тех, кому принимать решение по бюджету. Определенное представление о спектре мнений по этой сложной проблеме мы постараемся дать читателям в материалах сегодняшней “Актуальной темы”.

Со своей стороны, редакция “Забайкальского рабочего” хочет напомнить депутатам слова бывшего президента США Рональда Рейгана: “Составлять сбалансированный бюджет — все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить “нет”.

Яблоко раздора

Основные особенности и отличия обсуждаемого бюджета
1. Бюджет впервые сформирован на три года: 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годы. Таково требование федерального законодательства. При этом указываются точные параметры на ближайший год и плановые (приблизительные) — на последующие два.
2. Планируемый объем доходов бюджета края на 2011 год — 28,3 млрд. рублей, общий объем расходов — 29,6 млрд. рублей, размер дефицита бюджета края — 1,2 млрд. рублей.
3. Планируемый объем досходов бюджета края на 2012 год — 29,7 млрд. рублей, объем расходов — 30,9 млрд. рублей, размер дефицита бюджета края — 1,2 млрд. рублей.
4. Доходная часть бюджета края на плановый период 2011 и 2012 годов рассчитана по умеренно-оптимистическому сценарию. Ожидается возобновление роста экономики и валового регионального продукта за счет улучшения ситуации на мировых рынках, мер от государственной поддержки реального сектора экономики, произведенной в 2009 году, а также увеличения объемов кредитов реального сектора экономики и социальных инвестиций. Предполагается, что в результате ВРП (валовый региональный продукт) в 2011 году возрастет на 2,7%, в 2012 году — на 3,6%.

Параметры бюджета на 2010 год в сравнении с параметрами бюджета на 2009 год (в редакции от 29 сентября 2009 г.)

ДОХОДЫ
Объем поступлений в казну составят 26,4 млрд. рублей, что почти на 4 млрд. рублей меньше, чем в 2009 году.
Доля собственных доходов возросла с 47,5% до 58,6%. Рост составил 107,4%, за счет передачи на уровень региона дополнительных поступлений от акцизов по подакцизным товарам в размере более 1 млрд. рублей.
В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимают следующие налоги:
– налог на прибыль организаций — 15,4% (2009 год — 17,8%);
– налог на доходы физических лиц — 39,6% (2009 год — 41,2%);
– акцизы по подакцизным товарам (продукции) — 19,9% (2009 год — 12,6%);
– единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — 3,4% (2009 год — 5,2%);
– налог на имущество организаций — 9,8% (2009 год — 11,1%);
– транспортный налог — 2,1% (2009 год — 2,2%);
Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета снизилась с 52,5% до 41,4%. В будущем году край получит лишь 10,9 млрд. рублей (15,9 млрд. в 2009 году).

РАСХОДЫ
Объем расходов краевого бюджета составит 27,7 млрд. рублей, то есть на 4,2 млрд. меньше, чем в нынешнем году.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов определены следующие:
– заработная плата работников бюджетной сферы;
– оплата коммунальных услуг;
– обслуживание государственного долга Забайкальского края;
– предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края, социальное обеспечение;
– уплата налогов.
Структура расходов бюджета выглядит следующим образом:
– “Межбюджетные трансферты” — 40,5% (2009 год — 38,2%);
– “Социальная политика” — 18,4% (2009 год — 17,8%);
– “Образование” — 10,3% (2009 год — 9,1%);
– “Национальная экономика” — 9,8% (2009 год — 11,6%);
– “Здравоохранение и физическая культура” — 8,3% (2009 год — 9,6%);
– “Общегосударственные вопросы” — 5,4% (2009 год — 4,2%);
– “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — 5,3% (2009 год — 4,8%);
– “Культура, кинематография и средства массовой информации” — 1,2% (2009 год — 1,2%);
– “Жилищно-коммунальное хозяйство” — 0,6% (2009 год — 3,2%);
– “Охрана окружающей среды” — 0,1% (2009 год — 0,3%).

Дополнительные расходы бюджета края в 2010 году составят более 800 млн. рублей. Это связано с тем, что федеральный бюджет больше не софинансирует отдельные виды расходов региона, в том числе детские пособия, комплексное оздоровление детей, часть родительской платы за дошкольные учреждения, льготный проезд в общественном транспорте льготников, субсидии для населения по жилищно-коммунальному хозяйству. Кроме того, на уровень региона передано содержание трех учреждений начального профессионального образования — в Чите, Могойтуе и Приаргунске.

По разделу “Национальная экономика” наибольшие траты предусмотрены по подразделам “Лесное хозяйство” (за счет содержания государственного имущества, переданного в оперативное управление Государственной лесной службе) и “Сельское хозяйство и рыболовство” (при этом расходы на АПК сокращены на 270 млн. рублей).

Планируется финансирование 23 краевых целевых программ на сумму 628 млн. рулей, это ниже уровня текущего года на 53,8 млн. рублей. Реальная потребность в финансовых средствах на реализацию программных мероприятий в 2010 году составляет 2, 2 млрд. рублей. К реализации предложены только те программы, которые предусматривают софинансирование из федерального бюджета.

Капитальные вложения в 2010 году планируются в размере около 140 млн. рублей. В перечень объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета края, включено 77 объектов.

ДЕФИЦИТ

Размер дефицита бюджета края предлагается предусмотреть в размере 1,3 млрд. рублей, или 8,5% от объема собственных доходов. Основным источником покрытия дефицита должны стать бюджетные кредиты от других уровней бюджетной системы.

Больше дефицит — больше возможностей

Сергей СУТУРИН,
председатель комитета по национальной политике, межрегиональным отношениям, религиозным и общественным организациям Заксобрания края, лидер забайкальских коммунистов

— Поскольку Бюджетный кодекс все-таки дает нам право увеличивать дефицит вплоть до 15 процентов от объема собственных доходов, то, я считаю, не нужно идти на столь смелый шаг и принимать проект бюджета в сегодняшнем варианте — с 8,5 процентами дефицита. Очевидно, что, пойдя на увеличение дефицита бюджета, мы смогли бы реально поддержать сельское хозяйство и культуру, которая, судя по всему, получит наименьшую финансовую поддержку. Плюс к тому появилась бы возможность на проведение хотя бы точечного, избирательного ремонта дорог внутреннего значения. В сегодняшнем же проекте бюджета на эти цели не заложено ни рубля.

Кроме того, я и мои коллеги убеждены, что Российская Федерация не должна ставить наш край в такие жесткие условия, нагружая дополнительными финансовыми обязательствами (речь идет о дополнительных расходах бюджета края, которые в 2010 году составят более 800 млн. рублей. Эти расходы возникли в связи с тем, что федеральный центр больше не софинансирует, к примеру, детские пособия, льготный проезд в общественном транспорте льготников, субсидии для населения по ЖКХ. К тому же на уровень региона передано содержание трех учреждений начального профессионального образования — в Чите, Могойтуе и Приаргунске. — Авт.). Поэтому считаю необходимым обратиться от Законодательного Собрания края к Президенту и Правительству РФ, указав при этом, что подобный эксперимент с Забайкальем проводить нельзя. Ведь в результате ситуация в регионе в целом и социально-экономическое положение наших граждан, в частности, не просто не улучшатся, а лишь усугубятся.

Наконец, мы видим, как увеличиваются у нас расходные обязательства. Но неужели не замечаем, как растут у нас тарифы? Стремительно растут! Их нужно сдерживать — ведь и из этих параметров складываются расходы нашего бюджета.

Не забыть о статусе столицы

Александр ЗЕНКОВ,
председатель Читинской городской Думы

На общественных слушаниях, посвященных проекту регионального бюджета, Александр Зенков в очередной раз сообщил, что не только скудный бюджет края и кризис ставят муниципалитеты в крайне тяжелые условия. Межбюджетные отношения, прописанные в федеральном законодательстве, не предусматривают никаких стимулов к развитию муниципалитетов, к наращиванию собственной налоговой базы.

— Необходимость пересматривать межбюджетные отношения вызвала поддержку многих, но в соответствующих органах государственной власти это мнение было проигнорировано, — отметил Александр Зенков. — Кроме того, не выделяются деньги на исполнение государственных полномочий. Необоснованно уменьшена дотация городскому округу на выравнивание бюджетной обеспеченности, не соблюдается закон о статусе столицы края.

Указал председатель Читинской гордумы еще на одну несправедливость во взаимоотношениях города и краевой власти. В 2009-м в Чите, как и в других муниципалитетах, в соответствии с региональным законом об административных правонарушениях, начали работать административные комиссии. За три месяца читинские власти наложили на нарушителей штраф в сумме одного миллиона рублей. Вся эта сумма в соответствии со ст. 4 Закона Забайкальского края об административных правонарушениях поступает в региональный бюджет. Было бы справедливее направлять эти деньги в местные бюджеты, тем самым увеличить доходную часть муниципалитетов, позволив решать насущные задачи местного значения.

Пахнет формализмом

Марина САВВАТЕЕВА,
председатель Центра поддержки гражданских инициатив

— Общественные слушания все-таки пахнут формализмом. И не потому, что кто-то здесь выступал “для галочки”. Нет, доклады были интересные, грамотные. Формализм заключается в том, что 19 октября газета “Забайкальский рабочий” опубликовала проект бюджета. А сегодня 23 число. Мы принимаем бюджет очень напряженный. После периода сытных нефтяных лет снова попали в тот период, когда главный “кошелек” у нас и дефицитный, и секвестируемый, и необеспеченный. Депутатам предстоит взять на себя ответственность — принять очень непопулярный бюджет. И, думаю, в этой ситуации они должны быть заинтересованы в полноценном публичном обсуждении, как никогда: чтобы присутствовали представители профсоюзных, общественных организаций, министерств и ведомств, чтобы говорить со всеми откровенно.

К сожалению, за четыре дня проанализировать бюджет и сформулировать свои предложения очень сложно. При этом общественность с этим документом не знакома. Наверняка, после его опубликования в окончательном виде, у людей появится очень много вопросов к депутатам. Я бы не рекомендовала торопиться такой бюджет принимать. Лучше провести не только согласования в комиссиях, а вынести документ “в народ”, объяснить, что мы будем жить в следующем году еще хуже, чем в прошлом. И, главное, депутаты, постарайтесь объяснить людям как при том, что все статьи бюджета сокращены, расходы на деле все-таки выросли! Радует, конечно, что одна из них касается образования. Вторая — так называемых государственных вопросов. Она предусматривает финансирование органов власти.

Забыли село

Валерий ДУХНОВСКИЙ,
глава Ононского района, председатель ассоциации Совета муниципальных образований края

— Депутаты обсуждают бюджет, высказывают свои предложения, но остается неприятное чувство, что село занимает какое-то непонятное место, когда распределяют средства. Обращают больше внимания на другие сферы. Но не надо забывать, что большая часть жителей края — сельские. И приходится снова и снова убеждаться, что они брошены и никому не нужны. Бюджет дотационный, тем не менее, глубинка остается в стороне!

Усомнились в уполномоченном

Сергей ТРОФИМОВ,
председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Заксобрания края, член партии “Единая Россия”

— В целом наша партия — за принятие бюджета. Но к обсуждению некоторых моментов все же хотелось бы вернуться.

В первую очередь, на наш взгляд, необходимо направлять деньги в реальный сектор экономики. Это, что называется, беспроигрышный вариант.

Кроме того, мы обратили внимание на то, что в проекте бюджета уже обсчитаны те программы и законы, которые еще и не приняты, они пока тоже существуют лишь в ранге проектов. Если у нас сегодня складывается насколько непростая финансовая ситуация, то, наверное, надо еще раз посмотреть — и решить: а стоит ли нам принимать эти законы? Неужели мы не сможем обойтись без уполномоченного по правам человека в регионе? И без Общественной палаты — жизнь не жизнь?

Необходима индексация зарплаты

Геннадий ДОЛГОВ,
председатель Федерации профсоюзов Забайкальского края, депутат Законодательного Собрания

На общественных слушаниях Геннадий Долгов напомнил краевым депутатам о тех радостных прогнозах по освоению юго-востока и севера края, на которые ссылались народные избранники год назад. Однако сегодня приходится говорить не о развитии региона, а о выживании.

Региональные власти вынужденно акцентировались на бюджетной политике, направленной на решение социальных задач, своевременной выплате пособий и пенсий. Сегодня также снижается и уровень жизни работающего населения. В том числе и работников бюджетной сферы.

Профсоюзы понимают, что в условиях кризиса говорить о повышении зарплаты не приходится. Но цены растут, и требуется сохранить на прежнем уровне зарплату, если она — действительно приоритет в краевом бюджете, а это невозможно без проведения индексации. “Необходимо добиваться выделения средств федерального бюджета на индексацию”, — отметил Геннадий Матвеевич.

Лишь бы пережить год

Сергей УСТИНОВ,
руководитель регионального отделения молодежной организации “Лига справедливости”

— Что такое бюджет края на 2010 год? Это стратегия и политика местного правительства, повышения уровня благосостояния жителей нашего региона, утвержденная парламентом. Так вот — открыв бюджет 2010 года, мы не увидим, как же будет двигаться наша экономика в следующем году. Большую часть занимает социальная политика: примерно 30 процентов. Вроде бы можно порадоваться — у нас социальный бюджет! Но как живут наши старики и инвалиды, мы прекрасно знаем. Создается впечатление, что это очередной документ из разряда “лишь бы пережить еще один год”. Подобное происходит далеко не впервые. Нам всегда говорят — завтра будем жить лучше. Но, сопоставив составляющие бюджетов и темпы развития нашего края, мы увидим, что не происходит этого.

Взять хотя бы раздел “образование”, подраздел “молодежная политика и обеспечение здоровья детей”. Более 262 миллионов идут исключительно на оздоровление детей. На молодежную политику — нет ни копейки.

Жестко — не значит жестоко

Геннадий ЧУПИН,
заместитель председателя правительства Забайкальского края, первый заместитель секретаря Регионального политсовета Забайкальского отделения партии “Единая Россия”

— Бюджетная политика Забайкальского края направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса с минимальными потерями и, с другой стороны, на решение важнейших социальных задач. Правительство вынуждено проводить более жесткую бюджетную политику в целях четкого исполнения своих обязательств перед бюджетополучателями.

Вдовяк Виолетта
Мария Машанова
Сергей Донцов
Сергей Забелин

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14843>"Забайкальский рабочий"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс