Чердачные истории

Записки с первого в Иркутске фестиваля куклоделия

«Жила-была девочка Хильда. Неизлечимо болела она и не могла общаться со сверстниками. Грустно и одиноко ей было — невыносимо! И придумала она себе занятие — создавать кукол. Куклы ведь тоже могут стать друзьями. А людям это очень понравилось, и они тоже занялись куклами. И вскоре увлекательное занятие охватило всю Скандинавию и потом весь мир...» Именно так трактует причины появления кукольного ремесла одна из версий. Быть может, не самая научная. Быть может, не все объясняющая. Но такая человеческая и добрая, не правда ли?! И потому так радостно, что теперь у нас, в Иркутске, стали гораздо лучше представлять, что это вообще такое: создавать кукол.


Тот самый Марк - единственный представитель сильного пола



Диана Салацкая - автор идеи фестиваля и вдохновитель кукольных, так сказать, побед



Дарья Цыплухина. Фестиваль на многое открыл ей глаза!



Мастер Марина Колобкова - тот случай, когда на себе показывать можно!



Чего только не придумают эти люди!


Недавно в Иркутске прошел первый фестиваль подобного рукоделия — куклоделия. И назвали его организаторы «Чердачок» — чтобы все, кто захочет, и все, кто может, вспомнили о своем детстве, окунулись в него с головой.

— Тот, кто никогда не сталкивался с этим, даже не представляет, что такое сделать куклу! — убеждена автор идеи фестиваля Диана Салацкая. — А это сродни чуду, которое ты можешь сотворить сам!

Специалисты утверждают, что в нашем городе пока мало настоящих-пренастоящих мастеров кукольного дела — подобных тем, которые есть в Новосибирске и других городах нашей страны. В Иркутске, в отличие от тех городов, никто из куклоделов до сих пор не собирался, чтобы поделиться опытом, обсудить замыслы, провести своеобразный творческий «девичник». И вот наконец собрались — на «Чердачок». Не без помощи гостей. У приехавших к нам Марины Колобковой и Татьяны Болотовой своя творческая мастерская в Новосибирске, которая называется Arte Pittorica. Мастерская эта хорошо известна далеко за пределами не только Сибири, но и вообще России. Колобкова и Болотова считаются едва ли не асами отечественного куклоделия. Хотя профессионально занимаются этим не так давно — чуть больше четырех лет...

— Если вам вдруг захотелось заняться творчеством, не стесняйтесь этого желания! — убеждала Марина Колобкова участников фестиваля. — Не бойтесь его, в каком бы возрасте это ни произошло! Попытайтесь реализовать желание, и вы поймете, насколько это прекрасно!

Марина по основной профессии и образованию психолог, а Таня — экономист. Но, как признались обе, попробовали однажды собственноручно создать куклу и поняли, что создают сказку! И увлеклись. И не представляют, что могли бы в жизни заниматься чем-то другим. И видели бы вы то, что они делают своими руками! Действительно сказка!

Мастерицы охотно поделились с иркутянками своими секретами: многое рассказали и показали несколько видов техники, с помощью которой можно не только элементарно занять руки и изготовить обыкновенную вещь, но и создать что-то для души, способное радовать глаз долгие годы — без риска быть отброшенным в хлам. Такие особенные куклы, как правило, называют авторскими. Они считаются признаком высшего пилотажа в куклоделии. Формально эти виды подразделяют на технику сухого валяния, мокрого валяния, изготовление чердачной куклы и использование сезаля (грубых волокон агавы). Но это поистине лишь формальное разделение.

Отличная кукла может получиться в любой технике, поверьте! Я не считала себя до сих пор любительницей что-то мастерить — ну не мое, ну не дано! А вот поди же ты: понравилось мне это, показалось прелюбопытным. И я два дня, покуда проходил фестиваль, с удовольствием слушала, смотрела, набивала, клеила, раскрашивала... Впрочем, не я одна. Почти двести человек приехали на фестиваль из разных городов Приангарья. И большинство при этом не имели даже первоначального опыта по созданию кукол.

Четырнадцатилетняя ангарчанка Дарья Цыплухина, например, рукодельничать-то рукодельничает, но то, что она увидела, и то, чему научилась, оказалось для нее откровением:

— Я даже не знала, что такие материалы существуют! И никогда бы не догадалась, что для изготовления куклы можно использовать, допустим, Fairy! Обучившись новым технологиям, Дарья смастерила фиолетовую черепаху из сезаля и... скорее отправилась к друзьям, чтобы показать этих кукол. Меня же больше поразило изготовление чердачной куклы. Хотя «ингредиенты» тут используются, в принципе, обыкновенные — ткань и синтепух, сама игрушка получается все-таки какой-то не вполне обыкновенной. Скорее всего, это ощущение создает искусственно состаренная, «чердачная», ткань. Получается, что игрушку словно только что достали из пыльной коробки вместе с другими давно забытыми мелочами. Они и пахнуть должны как-то особенно.

Существует миф, что первые кукольные игрушки нашлись на чердаке пекарни и были пропитаны запахами кофе, корицы и ванили. Поэтому и сейчас «чердачную» ткань специально напитывают этими запахами — это часть ремесла, часть традиции. Мастерили все то, что хотели, что выбирали: кошечек, мишек, зайчиков. Шили по одним и тем же схемам, но игрушки все равно оказались разными — настолько, что я диву давалась: а возможно ли такое? Но это были в полном смысле авторские, не похожие ни на чьи еще игрушки. И изготовлены они были по всем правилам и рецептам и под аккомпанемент забавных советов мастериц из Новосибирска: «А теперь давайте приваляем мишке морду!» Ну что ж, приваляем. Теперь-то мы знаем, что это такое! Среди занимающихся я заметила и представителя сильного пола. Его звали Марк. Он сделал брошь, которая на конкурсе поделок участников фестиваля принесла ему второе место!

— Вообще-то я занимаюсь плаванием и айкидо! — ответил Марк, когда я спросила, является ли создание кукол его единственным хобби. — А тут просто захотел попробовать и сделать что-нибудь для мамы — интересно же! А вот мои бусы, изготовленные в технике мокрого валяния, такого же, как у Марка, эффекта на окружающих не произвели. Но скажу вам: не так-то уж это легко — сделать вещь. Вот все вроде бы кажется простым, а на самом деле огромное количество нюансов, плюс терпение, плюс... еще терпение. Работа скрупулезная, однако результат чаще всего того стоит. И мои бусы, я уверена, не будут заброшены куда-нибудь подальше. Подожду хотя бы до декабря, когда организаторы «Чердачка» собираются провести второй фестиваль кукольного мастерства. Посмотрим, чему можно будет удивиться тогда...

Ольга Фомина
Фото Александра Новикова

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://pressa.irk.ru/friday/2009/38/032001.html'>"Пятница"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс