Геннадий Истомин: Нужно понять, куда идет область

Гостем редакции «Байкальских вестей» стал вице-спикер регионального парламента. Главная тема состоявшегося разговора — экономическая ситуация в регионе и взаимодействие двух ветвей власти.

Геннадий Васильевич Истомин родился в 1952 году в селе Баяндай, Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Закончил Иркутский политехнический институт (ныне — ИрГТУ) по специальности «инженер-металлург». До 1982 года работал аппаратчиком, электролизником, производственным мастером, мастером-анодчиком, мастером электролизного цеха в Узбекистане, Египте (где был в длительной командировке), на Братском алюминиевом заводе. В 1982—1991 годах — на партийной и советской работе в Братске. Следующие три года — в бизнесе. В течение 17 лет, с 1994 года по настоящее время, на освобожденной работе в Законодательном собрании Иркутской области: в 1994—2003 и с 2004 года заместитель председателя ЗС, в 2003—2004 годах — председатель ЗС. В нынешнем созыве регионального парламента только два депутата — Геннадий Истомин и Антон Романов — работают здесь с момента учреждения ЗС в 1994 году, за это время пять раз выиграв выборы в одномандатных округах. Истомин входит в актив Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия».

— Геннадий Васильевич, в последнее время депутаты Законодательного собрания все чаще стали задавать неудобные вопросы региональному правительству. Год назад такого не было. Что происходит?

— Когда в область пришел новый губернатор и новая команда, мы должны были дать людям возможность войти в курс дела. Многие приехали из других регионов, не знали ситуации и положения дел в области, поэтому спрашивать с них по полной мере было сложно.

Однако уже со второй половины прошлого года депутатский корпус начал предъявлять более высокие требования к качеству поступающих документов и своевременности их поступления. Сначала мы несколько раз озвучили это на совещаниях, которые проводились у губернатора. Однако, видя, что результатов нет, подготовили и направили в октябре письмо в адрес главы региона о том, что правительство систематически нарушает сроки предоставления документов.

В последнее время, что нас особо возмутило, отдельные документы, программы или законопроекты поступали в день сессии, на которой должны быть рассмотрены, поскольку вносились изменения в бюджет. Естественно, о качественной подготовке таких документов не приходилось говорить. Мы понимали, что программы, сделанные в спешном порядке, глубоко не проработаны, не продуманы и не встроены в систему развития области, в программу социально-экономического развития и требуют дальнейшей доработки. Поэтому мы написали письмо, о котором я сказал выше. Губернатор дал поручение разобраться. К сожалению, такие документы вновь поступают.

На совещании в аппарате Законодательного собрания депутаты приняли решение впредь четко придерживаться регламента, а именно 30-дневного срока предоставления документов. Единственное исключение составляет бюджет, который поступает за две недели. Поэтому ряд законопроектов мы отнесли на мартовскую сессию — чтобы более качественно проработать документы.

Требовательность, предъявляемая депутатским корпусом к членам правительства, говорит о том, что нам очень важно, как они понимают задачи, поставленные губернатором и определенные программой социально-экономического развития области.

— Кто, на ваш взгляд, из ныне действующих министров работает наиболее грамотно, профессионально, в том числе и во взаимоотношениях с Законодательным собранием?

— Я бы назвал прежде всего министра финансов Алексея Зезулю. Депутаты видят, что он профессионально разбирается в финансовых вопросах. Министра Семена Крутя, который, впрочем, на последней сессии приобрел новый статус, став уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. Он очень грамотно строил работу, будучи на прежней должности. В министерстве социального развития возникает много острых вопросов, туда обращается множество людей, в том числе малоимущих, и всем нужна помощь. У нас через систему соцзащиты, так или иначе, проходит более 1 миллиона 200 тысяч жителей области — почти половина от всего населения. Поэтому очень важно, каким образом министерство выстраивает систему работы. Семену Викторовичу удалось это сделать успешно.

Считаю эффективной работу министра здравоохранения Гайдара Гайдарова. Области удалось защитить на федеральном уровне 8,4 млрд рублей по программе реформирования здравоохранения. Министр вводит хорошую систему работы по информированию населения. Скоро в крупных городах области появятся баннеры с обозначением номеров телефонов и названий сайтов, по которым можно будет узнать о медицинских гарантиях государства. Бывает, что отдельные главные врачи в регионе завышают стоимость платных услуг, их объем, и жителям необходима полная и достоверная информация. В министерстве здравоохранения будут дежурить четыре человека, давая консультации любому позвонившему.

Менее успешной я бы назвал работу экономического блока, хотя минэкономразвития должно координировать все вопросы развития области в целом. Я уверен, что это министерство должно отвечать за доходную часть бюджета, тогда они совершенно иначе будут работать и иначе формировать программы.

Пример. На февральской сессии ЗС шла речь о программе развития моногорода Байкальска. Все понимают, что рано или поздно произойдет закрытие БЦБК, который не должен работать уже сейчас. На заседании фракции «Единая Россия» я задал вопрос: почему вообще комбинат работает и где у нас природоохранные органы? Действие разомкнутой системы водооборота по постановлению Владимира Путина было возможным до декабря прошлого года. Сейчас уже февраль. БЦБК работает, хотя продления разрешения не было. Значит, он должен работать на замкнутой системе водооборота.

Но так или иначе, долго комбинат действовать не будет — при существующем состоянии оборудования, зданий и сооружений. Однако сейчас его работа мешает созданию туристско-рекреационной зоны, развитию других направлений малого и среднего бизнеса, что плохо для области. Политика государства тоже идет не на пользу: допуская работу комбината, не решая политически его судьбу, мы затягиваем процесс глубже.

Минэкономразвития региона своевременно четко не продумало, какие мероприятия можно сделать в Байкальске. И пошло по легкому пути: более 300 млн рублей в программе поддержки моногорода заложено на подготовку инфраструктуры завода Байкал Сан, расположенного в Култуке. Нам говорят, что это нормально и люди могут ездить туда на работу из Байкальска за 60 километров!

Программа развития моногорода для того и выстраивается, чтобы заменить действующее монопредприятие на развитие системы малого и среднего бизнеса, и люди должны иметь возможность работать на месте. Но у минэкономразвития не было никаких проектов, вот они и выдали то, что нашлось, без согласования с мэрами и Законодательным собранием.

Это министерство должно четко выстраивать приоритеты развития области, определять стратегию и вектор движения. Это их обязанность. К сожалению, на сегодня у нас нет этих приоритетов. Еще губернатор Александр Тишанин говорил о том, что будет реализовано более 20 инвестиционных проектов, которые заработают в ближайшие год-два. Прошло время, никто об этих проектах и не вспоминает. Надеюсь, что с приходом новых руководителей экономического блока ситуация изменится.

— На что, по вашему мнению, можно было бы обратить внимание в первую очередь?

— Очень проблемная ситуация в строительной отрасли нашего региона. Не секрет, что она находится в глубоком упадке, занимая последнее место в Сибирском федеральном округе на протяжении многих лет. Значит, нужно брать на вооружение то, что есть в других субъектах федерации. Например, выделение в бюджете финансовых ресурсов, в том числе на гашение ставки ипотечных кредитов. В Новосибирской области гасят 8 процентов ставки ипотеки в течение семи лет, и людям становится выгодно брать кредиты. За счет этого Новосибирск только в прошлом году, заложив на эти цели 1,5 млрд рублей в свой бюджет, привлек более 6 млрд рублей кредитных ресурсов банков в строительную отрасль. В итоге на каждый вложенный рубль с учетом поступления налогов получено 9,3 рубля. Это нормальная экономическая схема.

Необходимо говорить и о системе поддержки и развития малого бизнеса. В прошлом году неоднократно озвучивалось, что это направление должно поддерживаться, а экономика Иркутской области прирастать в том числе и за счет развития малого и среднего бизнеса. Под это были выделены деньги. И вот вам еще пример неэффективности работы минэкономразвития. Выделены деньги, подписано соглашение на выделение 9,2 млн рублей для создания центра поддержки малого бизнеса. Предыдущий глава министерства Дмитрий Ялов избрал иной путь, решив создать вместо центра фонд. Но ведь это совершенно другое назначение, иные цели и задачи. В итоге время ушло. Мы все же убедили губернатора, что нужно создавать центры поддержки на основании подписанного соглашения с минрегионразвития.

Такое постановление губернатор подписал, но время было упущено, и эти 9,2 млн рублей из области пришлось возвратить в федеральный центр. За это до сих пор никто ответственности не понес.

Подобным образом пришлось вернуть и еще 7 млн рублей. Я уже не говорю о созданном гарантийном фонде поддержки малого бизнеса, в котором есть свыше 300 млн рублей. Из них выдано гарантийных обязательств на сумму порядка 120 млн. А 200 млн в течение года просто лежат на депозите, на них зарабатываются деньги и содержится аппарат фонда. Мы для чего его создавали? Для содержания армии чиновников или для поддержки и развития малого бизнеса?

Нам надо четко определиться с дальнейшими планами. Губернатор объявил 2011 год годом поддержки малого бизнеса. Давайте посмотрим систему в целом. Почему совет по малому бизнесу при правительстве с апреля прошлого года ни разу не собирался? Почему на сегодняшний день гарантийный фонд работает таким образом? Почему не действует программа поддержки малого бизнеса? Почему у наших соседей — в Красноярском крае и Бурятии — в каждом муниципальном образовании созданы центры поддержки малого бизнеса, заключены договоры с центрами занятости и осуществляется системное взаимодействие, а у нас это не работает? И так далее. А это дополнительные доходы, занятость людей и уменьшение количества жителей, которые обращаются за помощью в министерство соцзащиты. Люди сами зарабатывают деньги.

Все эти вопросы мы начали ставить очень серьезно. Прошло более года работы правительства, принята и утверждена программа социально-экономического развития, и мы должны четко представлять дальнейший путь.

В качестве претензий можно предъявить и еще один момент: отсутствие плана мероприятий по реализации этой программы. Середина февраля, а этого плана нет. Если мы хотим, чтобы программа в 2011 году начала работать, он уже должен быть составлен подробно, по пунктам.

— Что ждет Иркутскую область в отношении пригородных перевозок? Об этом в последнее время очень много говорится.

— Депутаты высказывают претензии по ситуации с созданием Байкальской пригородной компании. Вопрос по БПК уже набил оскомину. В ноябре мы задали его вынужденно, потому что более чем на двадцать писем руководитель ВСЖД Анатолий Краснощек своевременно не получил ответа. Депутаты попросили лично губернатора, чтобы он проинформировал о развитии ситуации. Было дано обещание: до конца года компанию создадут. Да, действительно, 30 декабря было готово постановление губернатора.

Но в подписанном в сентябре договоре о создании компании были четко даны определения по уставным долям, сумме капитала. На основании этого договора совет директоров РАО РЖД под руководством вице-премьера Александра Жукова принял решение о создании компании, утвердил уставной фонд в размере 100 тысяч рублей, 51 процент должен были принадлежать железной дороге, 49 процентов получала Иркутская область, а председателем совета директоров рекомендовали Анатолия Краснощека. В увидевшем свет постановлении губернатора уставной фонд составлял уже 5 млн рублей, акции распределяются 50 на 50, а председателем предложен вице-премьер регионального правительства Николай Хиценко. Естественно, до сегодняшнего дня советом директоров РАО РЖД изменения не согласованы. Поэтому сейчас стоит вопрос о том, что будет дальше.

В свое время служба по тарифам провела, по мнению правительства, поверхностный анализ расходов, предъявленных ВСЖД. Нас волновала не столько сумма, сколько то, как будут осуществляться пригородные пассажирские перевозки. О том, что идет реконструкция системы РАО РЖД, известно с 2004 года, и было четко определено, что с 1 января 2011 года железная дорога не будет отвечать за пригородные пассажирские перевозки. Анатолий Краснощек с начала года на основании нормативных документов произвел увольнение более 300 человек, освободился от пригородных перевозок и был вынужден заключить соглашение с «Краспригородом».

Эта компания за январь предъявила к оплате 197 млн рублей. А ВСЖД предъявляла в свое время 935 млн рублей на весь год, что согласовала служба по тарифам. 100 млн рублей, заложенных в бюджет, хватило бы на полтора месяца. А сейчас за месяц мы отдадим «Краспригороду» 197 млн рублей. Затягивание сроков по созданию БПК уже больно ударило по бюджету области. Но даже на сессии ЗС мы не получили четких и внятных ответов, когда она будет создана.

Более 30 депутатов подписали запрос в адрес губернатора, касающийся создания пригородной компании. «Краспригороду» выплатят деньги, а мы будем вынуждены сократить на 50 процентов пригородные перевозки, что может вызвать серьезные волнения в области. Вопрос будет рассматриваться на сессии 10 марта.

До этого состоится совещание с членами правительства — нужно понять, как министерство транспорта решает данную проблему. К этой структуре тоже есть вопросы. Министр в основном говорит о проблемах ЖКХ, но ведь это министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи. В области есть воздушный, морской транспорт, проблема строительства нового аэропорта, вопросы связи, но выступлений по этим проблемам от министра не слышно.

— А что же все-таки происходит с лесным комплексом? Почему на это важнейшее направление губернатор так и не назначил министра?

— Мне кажется, сейчас нет понимания того, что у нас две отрасли могут быть локомотивом: лесная и строительная. Что касается лесной отрасли, то по сумме возврата НДС в прошлом году она сработала убыточно. Это вообще парадокс. Поэтому сегодня нужно серьезно заниматься этими вопросами, корректировать лесные планы, развивать программу глубокой переработки древесины. К сожалению, среди приоритетов правительства мы этого не видим.

Однако помним обещание, данное губернатором еще в декабре 2009 года, что до конца того же года министр лесного комплекса у нас будет. На дворе 2011 год, министра до сих пор нет. Это плохо.

Мы, задавая вопрос губернатору и готовя депутатский запрос по кадрам, не имели в виду персоналии. Это дело губернатора, кого и на какую должность назначать. Нас волновало другое. Есть схема управления Иркутской областью, которая утверждается сессией на основании нормативных документов. На последнем совместном с губернатором заседании депутаты отметили: Дмитрий Федорович, вопросов нет — если вам не нужно лесное министерство, не нужны вице-премьеры, вы внесите изменения в схему управления областью. И на сессии убедите депутатов, что сегодня эти направления не являются важными для области. Депутаты внесут изменения в схему управления и не будут спрашивать с вас за наполнение кадрами этих участков работы. Конечно, депутатский корпус интересует, каково в целом качество управления областью, как заполнены вакансии.

— Бюджет нынешнего года составляет 61 млрд рублей по сравнению с 75 млрд прошлого. Как постоянная перетряска бюджета по мере поступления федеральных средств, особенно в конце года, сказывается на выполнении социальных и экономических программ? Почему бюджет был принят без дефицита?

— Я уже говорил: убежден, что за доходы должно отвечать минэкономразвития. Сейчас, к сожалению, никто серьезно вопросом повышения доходной части бюджета не занимается. В прошлом году губернатор провел совещание по наполнению доходной части бюджета и обратился с просьбой к депутатам рассмотреть этот вопрос. Мы подошли к просьбе серьезно и на последнем правительственном часе услышали, что, к примеру, в резерве есть порядка 3 млрд рублей, которые сегодня не собираются только за оформление прав на землю. Много возможных направлений пополнения бюджета назвала налоговая служба.

Я попросил министра экономического развития, чтобы вместо теории он нам представил конкретные предложения по собираемости налогов и повышению доходов. Но этого мы не услышали. Были вынуждены согласиться с выступлениями правительства, но при этом подготовили проект постановления ЗС с тем, чтобы в будущем держать на контроле вопросы улучшения налоговой базы. Постановление даст возможность рассматривать такие вопросы более системно.

Та чехарда, которая идет по областному бюджету, — когда в течение года мы по восемь-десять раз вносим изменения, — это очень плохо. Значит, в области неправильно просчитываются доходы, мы не знаем реальную ситуацию в экономике и на сегодняшний день работаем просто по факту поступления средств, не прогнозируя и не задавая вектор движения экономики.

Безвозмездные поступления из федерации придут в область практически в том же объеме, чем в прошлом году. Это очевидно. Важнее те налоговые и неналоговые доходы, которыми мы должны заниматься на территории области.

— Как положительный пример в области приводят хорошие показатели экономического роста…

— Иркутская область не живет отдельно, сама по себе. Если брать в целом экономику государства, то она развивается не меньшими темпами, так уж устроен мировой рынок. Если сегодня востребована высокая цена алюминия — это не заслуга Иркутской области. У нас такая региональная структура экономики, что более 60 процентов производимой продукции ориентированы на экспорт и зависят от мировой конъюнктуры.

А есть факторы, которые зависят от области. Например, доля инновационной продукции. Так, в других регионах Сибирского федерального округа она составляет 15—20 процентов, а у нас менее одного процента. Про строительную отрасль мы уже упоминали. Необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса. Вот это наши темы.

Надо полностью разделять структуру экономики и смотреть, что зависит от региональных властей, а что от внешней ситуации. К примеру, мы все время с гордостью упоминаем НИТОЛ, но что туда вложила область? Кроме того, его продукция — это все же полуфабрикат, который за границей будет еще проходить передел, и более высокая добавочная стоимость будет получена там.

Задача, которая стоит перед минэкономразвития области, таким образом выстраивать экономику области, чтобы мы у себя на территории выпускали продукцию с более высокой добавочной стоимостью и получали от этого более высокие доходы. Вот что важно.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»













пн вт ср чт пт сб вс